На кого Жебривский сбрасывает ответственность за недостроенные опорные школы

Все это похоже на махание кулаками после драки

Андрей Романенко
Журналист региональной редакции Depo.Донбас
На кого Жебривский сбрасывает ответствен…

Отгремело 1 сентября, но учеников 26 недостроенных опорных школ Донетчины "пораспихивали" по другим учебным заведениям. И тем, кому не приходится долго ехать, чтобы добраться до знаний, можно сказать, еще повезло.

Эта история получила широкую огласку: такого еще в истории области и страны вообще не было, чтобы обещанную и такую масштабную реконструкцию, распиаренную в течение года, не завершили. Но возникает вопрос: почему вообще такая патовая ситуация возникла, и что дальше?

На последний вопрос ответил председатель Донецкой областной ВГА Павел Жебривский. Он превратился в настоящего прораба, который без остановки ездит и контролирует, как доделывают реконструкцию этих прославленных школ. Все телодвижения губернатора теперь, когда проект "опорные школы" провален, похожи на махание кулаками после драки.

Почему-то только сейчас, а не год-полгода назад, выяснилось, что кое-какие фирмы-подрядчики, по словам Жебривского, оказались непрофессиональными мошенниками. Например, в Никольском подрядчик, который одержал победу в системе ProZorro, бежал в Польшу. В Краматорске, как оказалось, проблемы во время реконструкции гимназии возникли из-за ошибок подрядчиков, которые проводили утепление школы за грантовые средства. А в Кальчинской школе подрядная организация только испортила здание, и эти ошибки необходимо ликвидировать за средства бюджета или Европейского инвестиционного банка.

В Волновахе проектно-сметная документация была составлена неправильно, ее переделали повторно, и стоимость объекта возросла до 60 млн. гривен. Еще в каких-то школах несовершенные проекты, в других подрядные организации "стараются из последних сил", но все равно "не успевают".

При этом сбросить вину на городские советы в данном случае не получится, потому что заказчик всех строительных работ - Департамент капитального строительства Донецкой областной ВГА. То есть подчиненные Жебривского. И, само собой, их он не обвиняет. Однако, именно заказчик должен был контролировать в течение года строительные работы и присматриваться к подрядчику. Единственное же, что делали города, - наспех разрабатывали проектную документацию. Но и она проходила ряд государственных проверок. Более того, областной департамент в свое время ее принял без замечаний и начал по этой документации строительство.

О поиске виновных в срыве введения школ в эксплуатацию губернатор регулярно пишет в соцсетях. И, судя из сообщений, в ситуации виноваты все, кто угодно, но не сам Жебривский и его чиновники.

На самом же деле в области не происходит ничего странного или неожиданного: в жизнь начали воплощаться прогнозы специалистов, которые еще год назад предупреждали, что излишняя централизация над управлением финансами не добавляет порядка, она лишь усложняет управление тяжелыми производственными процессами. Другими словами, сейчас мы видим, как обладминистрация во главе с Жебривськими не может проглотить и переварить больше, чем она способна.

Истоки феерического провала

Фактически эта позорная история началась еще год назад, когда губернатор начал всеми правдами и неправдами заставлять органы местного самоуправления передавать функции заказчика 600 инфраструктурных проектов вышеназванному департаменту. Среди этих проектов - реконструкция 30 опорных школ.

Как убеждал Жебривский, во-первых, в городе недостаточно специалистов, которые могли бы быстро и качественно проводить тендеры через систему ProZorro. Во-вторых, так он будто хотел предупредить разложение средств на местах. А в-третьих, у Жебривского было впечатление, что кто-то из местных руководителей саботирует реализацию инфраструктурных проектов.

Губернатор обещал, что после передачи функций заказчика областных структур Донбасс должен превратиться в сплошную строительную площадку, где строят быстро, качественно и без злоупотреблений.

Впрочем, этого так и не произошло. Реализация инфраструктурных проектов - не только опорных школ, но и других, в частности жилья для переселенцев – идет с большими задержками, их качество вызывает недовольство общества, а правоохранительные органы расследуют уголовные дела с многомиллионным убытком.

Как закончить 600 проектов и не распасться на молекулы

Для людей, которые осведомлены в тонкостях государственного управления, такое следствие излишней централизации управления финансами не стало неожиданностью. Реализация почти 600 инфраструктурных проектов только на бумаге выглядит легко. На самом же деле это колоссальный труд по подготовке и проведению тендеров, контроль за качеством работ, оформление актов выполненных работ и проведения оплаты.

Для понимания масштабов объема стоит отметить, что с начала года департамент капитального строительства провел 240 процедур закупки почти на 2 миллиарда гривен. Еще 180 тендеров на 1,7 миллиардов провела служба автомобильных дорог области. Есть в централизации и еще одна обратная сторона – единственный областной заказчик часто просто не учитывает специфику и интересы общества.

Для них любая школа, амбулатория или дорога – лишь объект, финансирование работ по ремонту которого они осуществляют. Для департамента Жебривского нет никакой личной трагедии в том, что 1 января не открылось несколько десятков школ. Для них это не проблема и не неудобство, и вся головная боль достается родителям и местному самоуправлению.

Также не стоит забывать, что схема с единым госзаказчиком, мягко говоря, не совсем соответствует украинскому законодательству. По Бюджетному кодексу эти средства должны были попасть к владельцам объектов – городов и районов, которые должны были самостоятельно проводить тендеры, а подрядчики-победители – реконструировать объекты. По словам наших собеседников в городских советах, такая не стопроцентная законность может еще принести проблемы, когда реконструированные или построенные объекты будут передаваться городам и районам.

Например, тот же каток в Краматорске – тоже инфраструктурный проект – кто-то должен содержать, тратить на это бюджетные средства. А для этого он должен как-то попасть в городскую собственности. Для этого областная власть должна провести непростую процедуру его дарения или передачи в аренду.

Вместе с тем, в одном вопросе Жебривский прав – когда говорит о низком качестве проектной документации. Большинство проектов действительно если не ужасные, то точно не совершенны. И мэры городов вряд ли виноваты в низком качестве. Лучше всех ситуацию с проектами описал мэр Славянска Вадим Лях во время одной из коллегий областной администрации в прошлом году, когда губернатор раскритиковал мэров за плохие проекты. "Я пришел во власть из бизнеса и очень мало знаю об архитектуре и проектировании. Но я, как нормальный человек, делаю предположение, что когда я заказываю проект у лицензированной проектной организации, а государственный орган проводит экспертизу этого проекта, в результате я получаю проект, который соответствует всем требованиям. Конечно, иногда мне что-то не нравится. Но могу ли я, как обычный человек, аргументированно спорить и ставить под сомнение результаты деятельности профессиональных проектировщиков и государственной экспертизы?" - описал ситуацию с проектированием Лях. И определенная логика в этой позиции есть.

Вообще не трудно представить, какого качества была проектная документация, если вспомнить, в каких условиях она готовилась: сегодня губернатор планировал строить Центры предоставления административных услуг, а уже завтра – реконструировать системы отопления. А городская власть должна немедленно писать проектную документацию на эти работы.

Вообще все похоже на попытку построить систему коллективной безответственности, главном результатом которой должна стать формула: реализация проекта – личная заслуга главы области, в провалах же виноваты кто угодно, но не он. Такая себе реализация старого произведения советского юмориста о пиджаке, который шьет все ателье, поэтому выглядит он отвратительно. Отвечать мастер готов только за пуговицы, которые пришивал лично и к которым замечаний нет.

Читайте также: Обещание-игрушка: Почему на Донбассе опорные школы стали недостроями

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme