Как в Луганской области живут потомки лемков, которых депортировали из Польши 77 лет назад

В 2022 году исполняется 77 лет с момента депортации лемков из Польши в села Луганской области. В деревни Победное и Трудовое переселилось более 100 семей лемков. Узнавали, как сейчас живут их потомки

Журналист региональной редакции Depo.Донбасс
Как в Луганской области живут потомки ле…
Фото Depo.Донбасс

Депортация народов – это следствие подписания пакта Молотова-Риббентропа между Советским Союзом и гитлеровской Германией, по которому границы Польши изменились, и часть польских земель отошла СССР.

Лемки – этническая группа украинской нации. Этнографическая территория лемков охватывает горную полосу Западной части Карпат, входящую в состав Польши, Словакии, а также Закарпатской области Украины.

Как напоминает Украинский институт национальной памяти, 9 сентября 1944 года в Люблине председатели Совета народных комиссаров УССР Никита Хрущев и Польского комитета национального освобождения Эдвард Осубка-Моровский заключили соглашение о "взаимном обмене населением": украинского — с территории Польши в УССР с территории Украины в Польшу.

"Переезду в СССР подлежали все граждане украинской национальности с территорий Холмского, Грубешевского, Томашевского, Красноставского, Володовского и других уездов Люблинского, Жешувского и позже из Краковского воеводств. Переселение должно было быть добровольным, однако превратилось в принудительные депортации, которые сопровождались репрессиями, ограничением политических, социальных, экономических и культурных прав людей", — напоминает Институт.

Лемковский дом в Музее народной архитектуры, город Санок Польша. Фото Depo.Донбасс.

На Луганщину лемки попали из сел Дошница, Явирья, Гальбов Ясловского уезда и поселка Зубрик из Ново-Санческого уезда Краковского воеводства. Для расселения лемков из Польши в Луганской области было выбрано несколько районов, включительно с Новоайдарским и Лутугинским. В первую очередь их размещали по 2-3 семьи в немецких колониях Бауэргейм – село Победное под Новоайдаром и Арбайтергейм – село Трудовое тоже под Новоайдаром, а также расселялись в селе Карла Либкнехта и еще в одном селе Победное в Лутугинском районе – ныне это оккупированная Россией территория. Всего в села Победное и Трудовое на Новоайдарщину попало более 100 семей лемков.

Как депортировали лемков из Польши на Луганщину в 1945 году

Сейчас 10 настоящих лемков и 23 их потомка живут в Победном и Штормовом на Новоайдарщине. Сколько лемков или их потомков осталось на оккупированной Луганщине – неизвестно. Жительница поселка Штормовое в Новоайдарской территориальной общине Счастьинского района, внучка депортированных лемков Ольга Полянская, наизусть знает историю переезда своих бабушки и дедушки.

Ее бабушку 1939 года рождения в мае 1945 вместе с семьей вывезли в село Дмитровка и поместили сначала в здание сельского клуба. Люди ехали в товарняках, буквально сидя на своем нажитом – всем, что разрешили увезти. В других вагонах везли скот.

"Наша семья ехала в товарняках два месяца. Было такое, что стоя. Их не знали просто куда деть. Их выселили, и в дальнейшем они никому не были нужны. В одном вагоне ехали люди, в других было хозяйство. Бабушка говорила, что сидели на сундуке. Можно было взять с собой 200 кг зерна", — говорит Ольга.

Ее предков сначала поселили в клубе в поселке Дмитровка. "Там умер прапрадед через два месяца, там его и похоронили. Он не выдержал. На родине он был хозяином, имел свой дом. А здесь изгнанник", — говорит Ольга.

В конце 1945 года семья переехала в село Победное.

"Здесь было поселение немцев, их вывезли в Казахстан, а в их дома поселили лемков. Вот в Победном они и обосновались", — рассказывает Ольга.

От бабушки Ольга сохраняет семейную реликвию – икону. "Я ее никуда не отдала. Когда мою бабушку крестили, священник отдал ей икону. Они уже знали, что их будут выселять. Мой прадед свернул ее, чтобы скрыть. До сих пор заломы есть. Он уже здесь вырезал под нее стекло, рамки делал. Бабушки уже год нет. А иконе почти сто лет. Есть одна вышивка – ее вышивал мой прадед", — рассказывает Ольга.

Ольга вспоминает, что ее бабушка и прабабушка долго молчали о тех событиях. Прабабушка в целом была часто грустна. У нее в Польше умерли два мальчика. И с тяжелым чувством, что нельзя навестить могилы детей, женщина прожила всю жизнь.

"Геник и Зеник. Гена и Женя. Когда мальчик умирал, вырвал кусок волос. Вот эта картина у нее всю жизнь стояла перед глазами", – говорит Ольга.

Многое из быта, а также вещи лемки передали в Новоайдарский музей.

"Костюмы многие поотдавали в Новоайдарский музей. Моя бабушка Вера Степановна Жданова тоже отдавала, когда еще жива была, рубашку (опречье), скатерть, главный платок (тебетовку), корсеты", — рассказала Ольга Полянская.

Другие женщины-лемки, с которыми Depo.Донбасс пообщался, говорят, что многие не выдерживали жизнь на Луганщине и пытались вернуться в Польшу. Но не вышло. Их не пустили в родные дома, они остались на границе с Польшей.

"С собственного хозяйства дошли до колхоза. Конечно, им не нравилось. Многие хотели вернуться. Многие убегали. Они там дома бросили, которые только построили. Мой дедушка накануне депортации построил новый дом большой. На все село цинком блестело. Приехали сюда на Луганщину, а здесь им отдали старые немецкие домики", — вспоминает женщина-лемка, которая не захотела называть свое имя.

По ее словам, приезжих плохо воспринимали, дразнили.

"Когда мы пришли в школу в Штормовом, нас обзывали бандерами. А у нас учительница была – мы ей говорим: почему нас называют бандерами? А она собрала всех и рассказала: вы не бандеры, они в лесах жили. Вы не бандеры, вы лемки из Польши. Она рассказала детям о нас правду", — рассказывает женщина-лемка.

Но потом в деревни переселили другую народность из Польши – бойков.

"Наших привезли в 1945-м году, а в 1950-х годах сюда привезли бойков. У нас в деревне их много. Живем здесь все мирно. Нам все равно, какая национальность. Чтобы не было войны. У нас здесь село переселенцев. Лемки, бойки, некоторые немцы вернулись из Казахстана. Прижились мы здесь все", — рассказывает женщина-лемка.

"На сегодняшний день в Победном 10 лемков и 23 предка. Внуков не считаю. Мы уже все равно кровно смешанные. В прошлом году умерли 4 лемка", — говорит Ольга Полянская.

Как основали фестиваль "Лемковская ватра" в Луганской области и что с ним теперь

Первый лемковский фестиваль "Тропами Лемковщины" или "Лемковская ватра" в Луганской области состоялся в 2005 году. Его основал тогдашний заместитель председателя Луганской ОГА Зиновий Гузар, кстати, руководителем ОГА в то время был Алексей Данилов – на сегодняшний день он возглавляет СНБО. К тому времени никто из властей о лемках даже не вспоминал, об их принудительной депортации не рассказывали детям в школах, а сами они жили тихо и незаметно, сохраняя свои традиции в узком кругу. Власть в Луганской области принадлежала Партии регионов, которую на местном уровне олицетворяли Александр Ефремов и Виктор Тихонов — выходцы из советской Компартии и поборники пророссийского движения. Так что, конечно, они об этой странице истории области не говорили.

Фестиваль проходил в ныне оккупированном Лутугинском районе – так он стал лемковским центром на Луганщине. На это событие собирались лемки со всей Украины, приезжал даже глава Всемирной организации лемков, а также лемки из Польши, Львовщины, Закарпатья, Донбасса и других областей. Пели песни в этнических костюмах, зажигали огромный костер на восходе солнца. Известная всем "Пливе кача" – это лемковская народная песня.

"На фестиваль приезжали со всей нашей области, из Донецкой и даже из Львова. Мы там собирались. Где-то 25 человек. За счет организации возили детей в Луганский драмтеатр, во Львов возили. Так было до войны" — рассказала одна из женщин, с которой мы пообщались.

В 2008 году в лутугинском Победном установили памятник жертвам принудительного выселения этнических украинцев с территории Польши в 1944-1946 годах. Что с этим памятником сейчас, сохранился ли он при власти "ЛНР" – неизвестно.

Вот как фестиваль проводился в 2009 году.

Газета украинцев в Польше "Наше слово" писала в 2015 году: "Многих жителей Победного, которые с начала конфликта на Донбассе помогали украинской армии, сепаратисты занесли в расстрельный список. Когда одну семью, которая была в списке, расстреляли, часть людей решила бежать из Победного, чтобы не повторить судьбы казненных. Многие из них сразу уехали по приглашению родственников и знакомых за пределы Донбасса. Часть лемков из Победного решилась на переезд в Тернопольскую область, где сейчас компактно проживают".

После оккупации фестиваль в Луганской области возродили в 2017 году, приезжали делегации из Львовской, Закарпатской области. Лемки и их потомки рассказали, что их приглашали только в первый год.

"Нам повезло только в первом году — в 2017-м. Для нас это было событие. Мы даже нашего деда 80-летнего привезли. Но на месте не было никакого внимания. Началось награждение каких-то руководителей района", — говорит женшина-лемка.

Концерт на фестивале 2017 года. Фото: Закарпатский областной центр культуры.

Молодежь несет 124-метровый флаг Украины к месту зажжения традиционного лемковского костра на фестивале 2017 года. Фото: Закарпатский областной центр культуры.

В 2021 году фестиваль "Тропами лемковщины" также проводили в Луганской области, но не так громко, как когда-то. Многие из лемков, с которыми мы общались, уже на него не приезжали — возраст сказывается, да и говорят, что фестиваль стал формальным и уже не таким душевным.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme