Как в Луганской области потомки лемков хранят рождественские, новогодние традиции и семейные кулинарные рецепты

Сколько в Луганской области сейчас живет потомков лемков, которых насильно переселили в 1945 году, точно неизвестно. В Новоайдарском районе, а именно в селе Победное, осталось десять лемков, пытающихся сохранить свои традиции. С каждым годом это делать все сложнее

Журналист региональной редакции Depo.Донбасс
Как в Луганской области потомки лемков х…
Фото: unsplash.com/@snatalia1516

Всего десять потомков в Победном – это дети тех лемков, которых весной 1945 года вывезли из Польши в товарняках. Сейчас они сами уже старики, всем около 70-ти. Еще одна лемковская деревня в Новоайдарском районе – Штормовое, там живут уже некоторые внуки переселенных лемков.

Depo.Донбасс пообщался с лемками из Победного и Штормового, чтобы узнать, удается ли им сохранять свои национальные и семейные традиции, в частности, рождественские и новогодние.

Лемковские традиции в Луганской области: Как их сохраняют

Лемки из Победного оказались удивительно непубличными и, несмотря на довольно интересный разговор, наотрез отказались называть свои имена и фамилии. Больше всех о традициях и рождественских ритуалах помнит лемкиня, которая родом из села Дошница Подкарпатского воеводства.

"Готовимся к Новому году, как и все сейчас. Раньше накануне праздников у деда были божественные книги, Псалтырь. Собирались все вместе. Церкви здесь не было – это бывшие немецкие поселения. А там, откуда мы родом – село Дошница, была церковь. А здесь некуда идти. Они собирались, пели божественные песни. В праздник никогда никто ничего не делал", – вспоминает она.

В отличие от остального населения Луганской области и даже некоторых соседних сел, лемки всегда праздновали День святого Николая. "На Николая всегда под подушку клали сладости, праздновали Андрея, Маланку, Святой вечер, Щедрый вечер, Крещение. Вот здесь, в русскоязычных селах – Денежниково, Спиваковцы, Новоайдаре – там даже кутьи не было. Они празднуют только Маланку и Новый год. У нас дети кутью носили, песни, стишки учили", – вспоминает лемкиня.

Она говорит, что сейчас уже и традиции забываются, и людей в селе становится меньше с каждым годом. "Раньше из дома в дом ходили. А сейчас разъехались, только по родственникам носим. И детей вообще мало. Сейчас все разбросаны по всему миру. Это раньше жили по три поколения в одном доме. У нас только одна семья такая в селе осталась из лемков", – говорит женщина.

Она вспоминает, что раньше и пели хорошо, и краковяк танцевали на праздники. Сейчас лемки тоже пытаются сплачиваться на праздники.

"Святим свечу в Святой вечер, носим кутью, поем колядки. Сейчас наши дети, внуки, правнуки приносят кутью. Приедет правнучка – привезет кутью. Раньше мы все ужинали вместе. Ездили к маме, пока она не умерла. Мама жила с сестрой. И вот мы все внуки, брат из Луганска ездил до войны. Я со своими невестками. Все мы ужинали вместе. А теперь мы здесь остались - сестра с мужем, и я с мужем. И сын один мой здесь. И вот мы едем в деревню. Святим свечу, ужинаем. Вареники с картофелем, капустой. И все на столе постное", – рассказала наша собеседница.

Лемковские блюда на Рождество: Сохраненные семейные рецепты

Лемки Луганщины подчеркивают, что они православные.

"Готовим все те же блюда, что и родители готовили на Святвечер. Двенадцать блюд. Первым считали соль. Чеснок почищенный был. Узвар. Киселица – ячмень с грибами. Грибы сушеные варили. Капуста варилась, картофель, фасоль, компот, вареники. До первой звезды никто не ел. Ели после молитвы. Делали что-то вроде вертепа в углу", – делится традициями лемкиня. И вспоминает, что когда пошла в школу здесь на Луганщине, сказала бабушке, что не буду молиться, что Бога нет. В советское время религиозность не приветствовалась.

Она рассказала один из рецептов – вареная квашеная капуста. "Варим кислую капусту. Бросаем ее в воду, варим до нужной степени, как кому нравится. Затем на масле лук пережариваем и туда. Отдельно варим картофель, тоже с жареным луком. Грибы белые сушеные варим, подмешиваем муку, как подливка получается," - рассказывает лемкиня.

Отличаются от традиционных украинских и лемковские вареники. Внучка лемков Ольга Полянская своего имени не скрывает, она живет в селе Штормовое и вспоминает, что у бабушки и прабабушки вареники были рыхлые.

"Очень вкусные были вареники. Я сейчас не могу таких приготовить. Самые вкусные вареники были у бабушки Насти. С соленым сыром, но деткам давали сладенькие. А еще делали с картошкой. Вареники не тоненькие, как мы уже привыкли, а рыхлые. С вишней. Пирожки часто делали с фасолью, горохом. Духовые", – вспоминает Ольга.

Другие лемкини объясняют это тем, что пшеница была не мягкая, а более грубая. "Когда наши в Польше жили, имели свои земли. Маленькие вареники, как в магазинах сейчас покупают, никто не делал. Пшеница у них была другая – более твердая", – говорит Ольга.

Также тонкости есть и в других блюдах.

"Когда была жива моя прабабушка Настя, она готовила еще их еду. Я была еще маленькая, не очень помню. Но это было очень вкусно. Суп готовили с клецками. Все это варили на молоке. Жарили на смеси растительного и сливочного масла. Бабушка уже готовила не так", – рассказывает Ольга.

Из обрядов она вспоминает, что у ребенка было по три крестных. "Бабушка говорила, что люди очень болели. И это делалось для защиты ребенка. Чтобы если кто-то из крестных умрет, то были еще родственники", – объясняет она.

На свадьбу собирали дружину из родственников, составной частью которой была капелла. А вот язык лемковский потомкам в Луганской области сохранить не удалось. Он был своеобразным – вместо "с" звучит "ш".

"У них очень интересный язык. Если украинский язык знаешь, то поймешь. Но говорить на этом языке я не могу. Бабушка у меня – Степановна, но на самом деле ее отца звали Штефан. Уже здесь в Луганской области его переписали как Степан", – рассказывает Ольга.

Рецепты лемковской кухни на Рождество и Новый Год

Если поискать, то и сейчас можно найти рецепты лемковских блюд, которые можно приготовить на праздники.

Яворовский (Бильгорайский) пирог

Из теста должны получиться две круглые формы диаметром 20-22 см, или следует сделать пирог той формы, которая у вас есть:

  • мука - 500 г
  • вода или теплое молоко - 250 мл
  • мокрые дрожжи - 30 г, или 0,5 пачки сухих дрожжей
  • 2 желтка
  • 3 ст. ложки подсолнечного масла или растопленного сливочного
  • соль и сахар по вкусу

Из этих ингредиентов замесите тесто, на ощупь оно должно быть упругим, но не слишком плотным.

Начинка может быть постной: вареный картофель с жареным луком, гречка с луком, или перемешанная гречка с картофелем. Непостная начинка – шкварки с луком.

Тесто раскатать на два листа, на нижний лист теста внутрь положить начинку, а верхним накрыть и скрепить края. Выпекать в хорошо разогретой духовке около часа.

Бандуряники

Бандуряники очень похожи на деруны, их заливают сметанно-грибным соусом и запекают в духовке.

Ингредиенты для картофельного теста:

  • картофель – 800 г
  • лук – 1 шт.
  • чеснок – 3 зуб.
  • сметана – 1 ст. л.
  • мука пшеничная 2-3 ст. ложки
  • яйцо – 1 шт
  • масло для жарки, сыр твердый, соль, перец черный – по вкусу

Сырой картофель нужно измельчить до состояния пюре, слить лишний сок, добавить яйцо, измельченный чеснок, соль, перец, сметану, муку и все это тщательно перемешать до однородной консистенции. Жарить бандуряники на сковороде как деруны.

Для сметанно-грибного соуса понадобится:

  • шампиньоны – 200-300 г
  • лук – 1 шт
  • сметана или сливки – 200 мл
  • мука – 1 ст. кровати
  • масло сливочное – 2 ст. ложки
  • вода – 150 мл
  • соль, перец по вкусу

Шампиньоны порезать ломтиками, лук измельчить, обжарить на сковороде со сливочным маслом, добавить муку, затем долить воду и перемешать, впоследствии добавить сливки и варить соус, постоянно помешивая.

Укладываем готовые бандуряники в форму вместе с соусом слоями, а сверху присыпаем тертым сыром и ставим в разогретую духовку на 10-15 минут.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme