Как переехать из Киева в Северодонецк ради работы: Интервью с режиссером Максимом Булгаковым

На востоке Украины не стоит ставить спектакли о войне, считает режиссер — здесь зритель хочет переживать, плакать и сочувствовать. И театр должен быть источником сострадания, а не бить в самое сердце

Журналист региональной редакции Depo.Донбасс
Как переехать из Киева в Северодонецк ра…
ФОТО: Facebook\Максим Булгаков

Уже почти год в Луганском областном академическом украинском музыкально-драматическом театре новый главный режиссер, которые приехал из Киева — Максим Булгаков. В свои 39 лет он уже заслуженный артист Украины, ранее был артистом балета и балетмейстером. Широкой аудитории Булгаков известен участием в "Танцах со звездами", где был парой Снежаны Егоровой.

Мы поговорили с Максимом Булгаковым об амбициозных планах, комфортности Северодонецка для режиссерской работы и о юбилейном 80-летнем театральном сезоне на Луганщине.

Как началась ваша история в театре? Знакомы ли со своим предшественником Владимиром Московченко?

— Накануне, летом прошлого года, я был приглашен сюда на постановку спектакля "Ромео и Джульетта". Я предложил перевод Юрия Андруховича. Также предложил пригласить к сотрудничеству очень интересного молодого композитора, который первый раз писал музыку для театра, Тараса Луку. Ему удалось создать музыкальное сопровождение, которое является неотъемлемой частью представления, которое мы воплотили на сцене Луганского театра.

Потом уже я узнал, что в театре нет главного режиссера, он ушел из-за окончательного переезда в Киев. Через некоторое время после спектакля мне предложил принять участие в конкурсе на замещение должности главного режиссера директор театра Сергей Дорофеев. Я с благодарностью принял этот вызов и, в результате, победил в конкурсе. С Владимиром Московченко я лично никогда не встречался, к сожалению, мы еще не общались, но я уверен, что у нас будет такая возможность.

Максим Булгаков

Фото: Facebook \ Максим Булгаков

Как вы открыли для себя мир театра?

— Я получал образование в Сумском государственном университете на экономическом факультете, моя дипломная работа была посвящена маркетинговому анализу рынка шоу-бизнеса Сумской области на примере двух спектаклей. Параллельно я учился в Киевском институте культуры на балетмейстера. На начальных курсах я уже работал в Сумском областном музыкально-драматическом театре им. Щепкина артистом балета, актером.

Однажды, когда гулял по Киеву, увидел театр оперетты и вспомнил слова моей преподавательницы Елены Касьяновой о том, что наши специалисты могут работать и в оперетте также. И пошел на прослушивание. Меня приняли и началась моя счастливая жизнь в этом театре. Там я получил звание заслуженного артиста Украины. Я очень хотел стать актером и поступил на курс артистов музыкального театра в консерваторию. Параллельно я работал балетмейстером, были режиссерские попытки. В какой-то момент я понял, что готов к режиссуре, приобрел определенный объем знаний и опыта. Я пошел учиться на режиссера на курс Константина Дубинина в институт им. Карпенко-Карого, но не на пятый курс, как мог бы, а на второй. Потому, что режиссуре нужно учиться. Параллельно начал двигаться в этом направлении, необходимо было делать один дипломный спектакль, другой. Я это делал уже в государственных театрах. Предлагал себя как режиссера.

А вообще мир других театров мне открыл человек, которого я очень уважаю, режиссер Максим Голенко. Он пригласил меня балетмейстером-постановщиком в спектакль "Белая ворона", над которым мы работали в Киеве. Затем мы ставили этот спектакль в Николаеве, затем в Киевской оперетте. Впоследствии я работал самостоятельно, были различные конкурсы, в которых победители получали право постановки в профессиональных театрах.

Не могу не спросить — почему Северодонецк?

— Меня заинтересовало предложение поставить не абы что, а классику. Мне кажется, что каждый молодой режиссер должен пройти через "маховик" классики. "Ромео и Джульетта" — это материал, который будет существовать вечно. Работать с ним — это возможность. Здесь не важно, где. Здесь важно — что делать. Когда начал здесь работать, появились творческие отношения, заинтересованность. Работая в разных театрах, ставя различные представления, я увидел первого директора театра, с которым я смог найти общий язык сразу. Этот общий язык продолжается до сих пор. Дай бог, чтобы так было и дальше. С Сергеем Дорофеевым очень приятно, интересно, не боязно, перспективно и результативно работать.

Не было сомнений? После 2014 года восток — не самое популярное направление

— Когда я сюда ехал, я понимал, что это Северодонецк, но я не понимал, что это, как это. Я об этом вообще не думал. Театр там есть? Есть. Люди там есть? Есть. Все. Работаем. Главное все же театр. Если вы спрашиваете — страшно  лимне сюда было ехать, я скажу — нет. Я перечеркнул эту мысль. Главное — есть работа.

Работа на год-два или все же больше?

— Как пойдет. Жизнь изменчива, сейчас есть возможность работать — работаем. А дальше посмотрим.

Нравится Северодонецк?

— Идеальный город для того, чтобы работать. Это меня устраивает. Ничего не мешает. Никаких крутых магазинов, развлечений, соблазнов. Ты встал и занимаешься только своим делом. Я здесь живу, снимаю квартиру и занимаюсь любимым делом.

Родные спокойно отпустили?

— Мои родные понимают, что человек счастлив только тогда, когда он реализован в своем деле.

Вы довольны тем, как местные зрители восприняли ваш спектакль "Ромео и Джульетта"?

— Это очень интересный вопрос. Зритель своеобразный. Невозможно предугадать, как он отреагирует на те или иные вещи. Я реакцию зрителей изучаю до сих пор, и мне кажется, это будет всегда — изучение публики. Нельзя думать, что вот так сделаю — и зритель так воспримет. Конечно, есть технические моменты в профессии, но в целом, когда ты создаешь спектакль, ты предполагаешь, что вот здесь должны аплодировать, здесь немного развеселю их. Нужен коннект. Но если смотреть на сам продукт, то он всегда разным получается. Например, те режиссерские акценты, которые я делал здесь — у зрителя не вызвали реакции, или он ее просто не демонстрирует. В других городах — мы возили "Ромео и Джульетту" в Херсон — там зритель воспринял мои режиссерские акценты именно там, где я пытался их сделать, но это было удивлением для актеров. Потому что в Северодонецке зритель бурно реагировал. Здесь люди скрытные, не закрытые, а именно скрытные. Им, кажется, что не удобно проявлять эмоции, даже если что-то чувствуют, они скрывают это.

Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр

Фото: Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр

Но я стараюсь с этим бороться. Я сделал амлитудность. Второй мой спектакль в Северодонецке веселый, но качественный — "Когда девушки играют Jazz". Чтобы сделать его легким, нужно приложить много усилий. И актерам, и режиссеру. Всем.

Сейчас ставлю в Северодонецке третий спектакль "Саша, вынеси мусор" по произведению Натальи Ворожбит. Главная ее тема — любовь женщины. Она заключается в том, что женщина не может принять смерть человека. Она не хочет прощаться. Это история военнослужащего, умершего от сердечной недостаточности, и семьи, оставшейся без него. Здесь акцент именно на любви, потому что, по моему мнению, нельзя нашему местному зрителю на Луганщине показывать спектакли, отражающие настоящего. Нет смысла. Они и так это переживают. То есть представления о войне, о потерях, о боли — делать нужно, но показывать в других городах. Чтобы другие люди знали, как живут на Донбассе люди. А на Луганщине зритель хочет переживать, плакать, сочувствовать. И театр должен быть этим общим источником того самого сочувствия, а не бить в самое сердце. Я сейчас думаю, как ставить такие спектакли, какие акценты делать. Чтобы и проплакатися можно было, но чтобы все равно была надежда. Чтобы люди не в депрессии приходили из театра домой.

Сложно было прийти в театр в юбилейный сезон? Что готовите?

- Не то, чтобы сложно. Это весело. Это наоборот мобилизует. Мне кажется, что то, что мы на этом этапе делаем, то, что мы придумываем, очень важно в первую очередь для коллектива. Это будет спектакль об истории театра. А не концерт, посвященный юбилею. Мы молоды и мы верим в государство, язык, театр в этом государстве. Мы не забываем тех людей, которые работали в этом театре. Это мы и будем показывать. Завесу открывать не буду — все сами увидите.

Сейчас ряды актеров пополнились?

— Пришли к нам четыре выпускника киевского вуза — две девушке и два парня. Это очень приятно. Потому что сюда из Киева кого-то затянуть проблематично. Но главного режиссера затянули, актеров вот тоже.

То есть актеров сейчас хватает?

— Что значит хватает? Никому никогда ничего не хватает. Но я рад, что есть, с кем работать. И радуюсь тому, что в театре есть на данный момент сильная труппа. Я ценю то, что сейчас есть.

Вас хорошо воспринял коллектив?

— Не знаю, спросите у людей.

Лично Вам комфортно?

— Мне с актерами комфортно.  Им ли со мной — спросите у них. Но почти все, что ни попросишь в сценическом смысле, почти все делают.

Конечно, я хочу, чтобы в театре и оркестр был, и чтобы у театра было два здания. Это же музыкально-драматический театр. Есть музыкальные представления — мюзиклы, оперетты, рок-оперы, там нужно привлекать большие оркестры, нужна большая сцена. Есть драматические представления. Для них подходит здание, которое уже есть.

Нас ждет рок-опера?

— Все может быть!

Вы виртуозно владеете техникой степа. Элементы очень украсили спектакль "Когда девушки играют Jazz". Вы и в дальнейшем будете вносить танцевальные элементы в представления?

— Как говорил мой мастер, и я его поддерживаю полностью, в современности режиссеры тянутся к хореографам, к балетмейстерам, а балетмейстеры — к режиссуре. То есть сейчас такое время, в котором очень много информации. И темп донесения этой информации очень быстрый. Поэтому иногда слово не всегда доходит. Люди когда читают, они в содержание не вчитываются. Только общая информация. Поэтому, чтобы вызвать какие-то чувства, чтобы донести какие-то важные моменты до зрителя — скорее это сделать движением. Поэтому я стараюсь сочетать физическое воздействие со словом. Может показаться, что я необразованный, но мне кажется, что сначала был танец, а затем слово. Потому что звуки, пластика, то, как мы движемся — это уже танец. В языке тела уже заложено. Поэтому я и стараюсь объединять эти выразительные средства.

Фото из спектакля

Кем вы чувствуете себя — режиссером, актером или балетмейстером?

— Я еще не знаю. Я на пути к пониманию этого. И это будет очень долгий путь, возможно, до конца жизни. Пока ты сам себя исследуешь, ты исследуешь жизнь. Когда ты сам о себе все понял, все — жизнь закончилась. Это как темпоритм. Темп — это внешнее, а ритм — это внутреннее. Если темп и ритм сойдутся вместе, человек умирает. Хочется, конечно, чтобы меня воспринимали как режиссера, умеющего работать как балетмейстер. А не балетмейстера, который умеет режиссировать. Но это как повезет. Но в общем смысле это не так важно, как тебя воспринимают. Главное делать и делиться. Я хочу делать и творить продукт, который имеет смысл и который влияет на людей.

А что звание заслуженного артиста значит для вас? Вы его получили в достаточно молодом возрасте.

— Есть и моложе меня, кто получал. Для меня это долг. Это, конечно, приятно. Приятно первую неделю. Потом ты об этом просто забываешь. В принципе, ничего не меняется. Но в тебе включается определенный тумблер, что на тебе ответственность. Ты теперь представитель национальной идеи. А для меня национальная идея — это искусство. Потому что без искусства, без культуры человека нет. Это уже животное. Тебе же нужно делать еще больше, чтобы эту идею воплощать в жизнь.

Сейчас стартовал новый сезон "Танцев со звездами". Когда-то вы участвовали в этом проекте вместе со Снежаной Егоровой. Болеете сейчас за кого-то?

— Не смотрю, не знаю, что там вообще. Мне этого хватило.

Шоу-бизнес не заманил Вас к себе?

— Шоу-бизнес не является правдой, не является искусством. Это использование искусства для заработка. Конечно, там есть талантливые люди. Но сама система не моя. Люди, работающие в театре, понимают, что театр — это база. Потому что кино — это вымышленная жизнь, а театр — настоящая. Без дублей.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme