Луганская областная филармония: Как после переезда возродиться из пепла в Северодонецке

Луганская областная филармония несмотря на потерю органа, инструментов и части коллектива, возродилась и гастролирует по всему миру. Ее клон, что остался в "ЛНР" в Луганске, теперь всеми забытый и подыгрывает оккупантам

Луганская областная филармония: Как посл…

История Луганской областной филармонии начинается с 40-х годов прошлого века с небольших концертных бригад и молодежных ансамблей. Симфонический аркестр появился в 1945, а 1960-80-е годы называют "золотым периодом" в истории филармонии. Здесь звучали постановки опер всемирно известных композиторов: Джузеппе Верди "Травиата", Джоаккино Россини "Севильский цирюльник", Петр Чайковский "Иоланта".

В 1985 году в филармонии появился орган, сконструированный в Германии в 1984 году фирмой "Александр Шуке". Открытие органа состоялось 1 марта 1985 года, и он на то время был единственным в Украине.

В 2000 году, благодаря главному дирижеру, приглашенному из Австрии, Курту Шмиду оркестр луганской филармонии начал активно гастролировать по Европе. Оркестр выступал в Золотом зале Вены - "Мьюзикферайне" - с Девятой симфонией Бетховена, на международном фестивале в Спалетти, посвященном творчеству Дж. Менотти, международном фестивале славянской музыки в Швейцарии. В 2006 году симфонический оркестр был удостоен звания академического.

В 2008 году здание филармонии в Луганске открылось после ремонта, также реконструировали сквер напротив него. В концертном зале заново собрали орган. Филармония, расположенная в тихой старый части города, стала настоящим украшением Луганска.

Так продолжалось вплоть до 2014 года, с началом боевых действий орган был поврежден обстрелами, сообщалось, что вышел из строя парогенератор, обеспечивающий климат-контроль инструмента (в 2017 году приехал мастер из Москвы и настроил его, теперь орган снова звучит - ред.).

Уже весной 2015 года филармония, а точнее часть ее коллектива, переехала в подконтрольный Украине Северодонецк. Без органа и почти без инструментов. Все осталось в "ЛНР". Однако их поддержал дирижер Курт Шмид, благодаря его помощи симфонический оркестр филармонии смог адаптироваться к новой жизни и вновь гастролировать.

Послевоенная жизнь и возобновление гастролей

Переезд мог бы состояться и раньше, но подвела директор Вера Геций.

"Проблема, что и директор, которая там в Луганске осталась, долго обещала приехать, привезти документы. Она обманывала, а время шло. Лишь в марте следующего года (2015 год) со мной заключили контракт. Этого времени было достаточно, чтобы люди разъехались, и кто-то где-то пристроился. Было такое, что я звонил с предложением работать, а люди ехать в Северодонецк уже не хотели", – вспоминает директор Луганской областной филармонии Игорь Шаповалов.

Директор филармонии - музыкант и играет на тромбоне

Сейчас коллектив филармонии состоит из более 100 человек, 40 из них - переселенцы. Все остальные – местные музыканты.

Сегодня Академический симфонический оркестр Луганской областной филармонии гастролирует по всему миру, а в Северодонецк приезжают выступать с нашими музыкантами известные дирижеры и солисты. Трудно было представить в том же 2015-м году, что удастся набрать такие обороты.

"Я честно скажу,  и сам не мог подумать об этом, когда приехал сюда, вышел на работу, сел в подвале колледжа им. Прокофьева и задумался, с чего начинать. Но шаг за шагом все получилось", – отметил Шаповалов.

Помогли связи, наработанные еще в Луганске. Сам Игорь Шаповалов уехал с женой, которая тоже работает в оркестре, из Луганска в конце августа 2014 года сначала в Одессу.

"Работал в театре музыкальной комедии. Вечером - в оркестре, утром - в такси", –  вспоминает директор филармонии.
Когда он принялся создавать все с нуля на Луганщине, пришлось начинать с привлечения людей, и с поиска инструментов, из Луганска их вывезти почти не удалось.

"Вывезли только те, у кого были свои. Колледж им. Прокофьева нас очень выручил в самом начале, когда у нас не было больших инструментов. Потом начали выделять деньги из бюджета. А Курт Шмид привозил спонсоров из Австрии. Нам подарили валторну, гобой. Струны привозили для всего оркестра. Ежегодно из бюджета мы покупаем хотя бы один инструмент ", –  говорит Шаповалов.

Также музыкантам пошили смокинги, платья, вышиванки, юбки, купили лаковую обувь.

Отсутствие собственного "дома" не помеха для планов

Однако проблемы остаются, главным образом, из-за отсутствия своего единого "дома". Трудно приглашать музыкантов и вести с ними переговоры, потому что филармония не имеет своего концертного зала. В Северодонецке она размещается в трех зданиях. В музыкальном колледже им. Прокофьева проходят репетиции и выступления оркестра. Зал почти такой, как был в Луганске - около 500 мест. Сейчас идет ремонт фасада.

На улице Шевченко на первом этаже находится администрация филармонии.

Музыкальные коллективы филармонии "Радани" и "Без границ" базируются в здании на улице Сметанина, и часть репетиционного процесса проходит в музыкальной школе.

Музыкантам приходится подстраиваться, например, в колледже оркестру дают время только после пяти вечера.
"В принципе, все оркестры во всем мире работают с десяти утра. Но мы за эти 5 лет привыкли к тому, что есть", – объясняет Шаповалов.
"Если бы был у нас свой зал, было свое помещение, мы могли бы побольше набрать обороты", – добавляет он.

Но даже в этих условиях с каждым годом коллективы филармонии продолжает удивлять зрителей различными музыкальными коллаборациями. До конца сезона Северодонецк посетит еще много известных артистов.

"8 февраля выступит дирижер Петер Шрайбер (Peter Schreiber). Он по первой специальности гобоист и всю жизнь проработал в Венском филармоническом оркестре. Потом через неделю выступит Вольфрам Розенбергер (WolframRosenberger). Интересная программа ожидается - Шостакович, Гершвин. Он уже был у нас в прошлом сезоне. В этом году мы ездили летом к нему в Инсбрук, там работали. В феврале к нам приезжают львовяне - дирижер Назар Яцкив и солист Виктор Билас", - рассказывает директор филармонии.

В конце марта приезжает дирижер Ивано Каяцца (IvannoCaiazza) из Италии, а солисткой будет пианистка, китаянка из Австрии Анна Сонг.

"В марте делаем программу "Дети детям". Мы приглашаем двух детей 10 лет с Киева и одна девочка будет из Северодонецка. Они будут играть с оркестром. Это даст возможность, чтобы их сверстники послушали", – отмечает Шаповалов.

В апреле будут концерты и коллективов филармонии "Радани" и "Без границ". По словам Шаповалова, сейчас наработанны культурные связи с Японией.

"В апреле приезжает дирижер Ясуфумі Шимано (Yasufumi Shimano) и Саори Ніномія (Saori Ninomiya), японская пианистка. Европа - это понятно, но пытаемся наладить контакты и с другими странами. Музыка и культура все равно впереди политиков и чиновников ", – считает директор филармонии.

Сам он недавно вернулся из Японии, где выступал с концертами и давал мастер-классы. Отметим, что Игорь Шаповалов не только директор филармонии, но и тромбонист.

"В Японию мы ездили с Куртом Шмидом вдвоем только. Он дирижировал, также дирижировал еще японский дирижер, а я в качестве солиста ездил. Играл со студенческим оркестром в Японии. Я уже два года к ним езжу. Как музыкант играю и даю мастер-классы студентам", – рассказывает он.

Оркестр филармонии и дирижер Курт Шмид

На апрель в филармонии есть еще более амбициозные планы.

"В апреле мы планируем поставить "Реквием" Моцарта. Здесь его никогда не было. Это очень дорогой проект. Хор и 4 солисты. Их нужно привезти сюда разместить. В Северодонецке есть хор только в колледже. Но он маленький. Это произведение очень сложное. Только для профессионального хора. Пока еще не решили, какой хор это будет. Сейчас я еще не могу сказать на 100%, потому что не все нюансы еще решены", –  говорит Шаповалов.

Также в оркестре большие гастрольные планы. В июне в Северодонецк приедет Курт Шмид, и после оркестр поедет в Австрию.

До этого музыканты также посетят другие страны. Например, в конце января оркестр поедет на гастроли в Польшу. На недавнем концерте в Курт Шмид также анонсировал гастроли оркестра филармонии в Корее.

"По Корее – поступило предложение. Дирижер Юонг Ким хочет приехать к нам. И в ноябре будет проходить фестиваль в Южной Корее. Он хочет пригласить наш оркестр на неделю туда. Опять-таки, это пока что планы и мы над этим работаем", – поделился Шаповалов.

Также есть предложение поработать в Китае.
"Есть предложение - нужен оркестр на новогодние праздники в следующем году в Китай. Им нужен большой оркестр. Поэтому там часть будет австрийского оркестра и наш. Проект на три страны – Австрия, Украина, Китай", – отметил директор филармонии.

При этом коллективы филармонии работают и на линии фронта - в воинских частях, гарнизонах, ездят по линии разграничения с концертами. Например, на новогодние праздники в Золотом-4 открывали елку.

В целом, по словам Шаповалова, в Северодонецк могут приезжать разные артисты. Но не всегда совокупность затрат сможет обеспечить адекватную цену на билет.
"Не проблема сюда пригласить, могут приехать и очень известные артисты, проблема в цене, кто, какой зритель пойдет на такие дорогие концерты", – говорит Шаповалов.

Общение имеет свои границы

Шаповалов признался, что в Северодонецке есть помещение, которое могло бы подойти для выступлений, и с точки зрения организационной, и с точки зрения акустики.

"В Луганске тоже не очень хорошая акустика была. Конечно, если бы нам отдали Дом культуры "Химиков" – там акустика хорошая, там достаточно много помещений для занятий", – отметил Шаповалов.

Говоря об акустике, нельзя было обойти вниманием тему органа, который остался в Луганске.

"Его можно поставить и здесь, но цена - это же миллионы долларов ... В Луганске остался очень хороший орган на 10 тысяч труб. Орган бы позволил нам расширить репертуар", – говорит Шаповалов.

С остальными коллегами, которые остались в Луганске, директор областной филармонии сегодня не общается, как и некоторые музыканты.

"Бывает, что сотрудники из Луганска приезжают сюда - кто по делам, кто за пенсией. Бывает, что между собой общаются. Некоторые, я в том числе - категорически ни с кем не хочу там общаться. Я знаю молодых людей, которые были за "республику". Которые принимали участие в захвате зданий. То есть, из-за них я лишен дома. А мне не 15-20 лет, и даже не 30 ", – резюмирует Шаповалов.

А филармония, которая осталась в "ЛНР", конечно же, имеет отремонтированное здание, концертные залы и орган, но она теперь всеми забыта. Даже на ее сайте значится, что музыканты, если и гастролируют, то только на Россию и "ДНР".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Донбасс

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"