Руководитель Луганского драмтеатра: "Искусство не может быть вне политики"

У Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра довольно сложная, но интересная история. Но, несмотря на все сложности, он готов к новому театральному сезону

Журналист региональной редакции Depo.Донбасс
Руководитель Луганского драмтеатра: "Иск…

Созданный в 1941 году для обслуживания воинских частей и госпиталей в годы Второй мировой войны, свои первые шаги театр сделал именно на войне. С того времени труппа сменила много адресов, была в эвакуации, пережила упадок и расцвет. Именно в расцвете его застал 2014 год, когда жизнь театра вновь разделилось на "до" и "после".

В декабре 2014-го в связи с проведением Антитеррористической операции театр переехал из временно оккупированного Луганска в подконтрольный украинской власти Северодонецк. В новый город приехали директор, бухгалтер и лишь один актер. Без собственного здания актерским составом из четырех человек уже до конца театрального сезона-2014-2015 годов был поставлен и презентован спектакль "Наша кухня". А в августе 2015 года коллектив театра получил дом – бывшее здание Северодонецкого городского театра. Но его состояние было аварийным, и еще некоторое время понадобилось для того, чтобы театр открыл двери после ремонта.

Сейчас в театре уже спокойно вспоминают те времена. И вместо того, чтобы жаловаться на судьбу, хвастаются достижениями и делятся планами на новый театральный сезон, который стартует уже 6 сентября.

"Добавляет воодушевления то, что театр доказал свою состоятельность. То, что театр стал творческим крепким коллективом со своим лицом. И это творческое лицо было продемонстрировано и в нашем городе, и в разных городах Украины. Это Киев, Львов, Ужгород, Дрогобыч, Ивано-Франковск, Днипро, Запорожье, Сумы, Харьков. Мы были на фестивалях, у нас были интересные тематические поездки, мы ездим по области. Театр воспринимается зрителем и театральными критиками не как новое, что-то только что сформированное, начинающее свою жизнь, а как уже устоявшийся театральный организм. Который отвечает серьезным требованиям и оправдывает свое звание", – говорит главный режиссер Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра Владимир Московченко.

На сегодня поставлено уже 34 спектакля, в новом году их число увеличится. За прошлый год театр увеличил свои доходы по сравнению с предыдущими годами на 50%. "Мы начинаем 6 сентября премьерой – пьесой Гоголя "Женитьба", которую ставит харьковский режиссер Александр Аркадин-Школьник. Дальше нас ждет ІІ Всеукраинский фестиваль театрального искусства "Мировоззрение". Это очень сложный на сегодня этап с точки зрения материально-технической", – рассказывает Московченко.

На фестивале будут представлены десять театров из разных областей Украины. Билетов уже почти нет – проданы. "Почему мне пришла идея с фестивалем? Потому что мы как единый театр не можем охватить всю зрительскую аудиторию. Это один из факторов. Другой – показать, что Луганщина приветливая, интересная, не такая страшная, как ее рисуют для тех театров, которые сюда будут приезжать. Также показать нашим зрителям, что Украина интересна в разных своих проявлениях и жанрах", – говорит директор Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра Сергей Дорофеев.

На фото Московченко и Дорофеев

Открывать фестиваль 17 сентября будет постановка молодого режиссера театра Вероники Златоверхой "Вий" по Николаю Гоголю. Московченко говорит, что предубеждений относительно мистического автора у них нет. "К счастью, у нас таких предрассудков нет. Потому что все эти рассказы о мистике Булгакова, Гоголя – они больше сказки киношно-театральные. Потому что статистика подтверждает другое. Люди любят делать сказки, страшилки для взрослых", – рассказывает главный режиссер.

Далее в планах работа с приглашенным режиссером из Прибалтики Линасом Зайкаускасом. "Мы начинаем работать в октябре. Линас Зайкаускас – это человек с мировым именем. Я надеюсь, что это будет именно тот спектакль, о котором мы договаривались. Потому что сложность нашего театра в том, что у нас нет возрастного разнообразия. Потому что у нас есть либо очень опытные, либо очень молодые актеры. У нас нет среднего возраста", – делится планами Дорофеев.

В общем для театра это будет 79-й театральный сезон и пятый, который открывается в Северодонецке. То есть предюбилейный. "В следующем году это будет 80-й сезон. Мы планируем его сделать более интересным. В планах выпустить книгу о театре. И уже сейчас мы начинаем готовиться к следующему сезону. Театральные люди - суеверные. Не раскрывают всех секретов. Но могу намекнуть, что мы задумали социально-культурный проект, который будет говорить о проблемах детей с инвалидностью. Это будет проект, который поможет через средства театральной выразительности показать, что это такие же люди, они так же интересны. Так же мечтают, любят и живут", – рассказывает директор театра.

Московченко, в свою очередь, говорит: репертуар планируется такой, чтобы "атаковать" зрителя с разных направлений. "Это и украинская классическая драматургия, мировая классика, современная драматургия. Вот современная – это постановка драматурга Неды Нежданой "Самоубийство одиночества, или Последний герой суицида". Это история для малой сцены. Есть в планах и комедии, и музыкальные истории, и драматические произведения", – делится режиссер.

Но даже при всех достижениях есть проблемы, которые переходят из года в год. "Это наше желание усилить творческий состав. Увидеть новые актерские лица, потому что к нам с очень большой неохотой едут. Потому что это восток Украины, где несколько километров до линии соприкосновения. Нет большого желания приехать к нам у специалистов из Днипра, Харькова, Киева и так далее. Это нас ограничивает в репертуаре, это ограничивает нас в каких-то творческих предложениях. Потому что желаний у нас очень много – это пьесы, которые хотелось бы воплотить. Подарить зрителям и традиционные, и новейшие решения. Но те люди, которые работают в театре, доказали свою возможность мобильно и качественно работать, подставлять свое творческое плечо, и поэтому мы не боимся брать сложные задачи", – говорит Московченко.

В качестве примера режиссер приводит пьесу "Жаворонок", которую поставил театр. "Пьеса сама по себе очень сложная. И надо было решить большую, массовую по количеству действующих лиц драматургию нашими возможностями. И мы доказали – и себе, и зрителям, и на фестивале "Мельпомена Таврии", куда мы были приглашены, что мы одолели этот материал", – делится Московченко.

Сейчас в театре работают 32 переселенца из оккупированной части Луганской и Донецкой областей, а всего – 127 человек. Сергей Дорофеев рассказал, как из одного актера, который переехал, выросла целая труппа. "Часть северодонецкого театра, часть людей приехала с оккупированных территорий, часть людей - из других городов Украины. В основном молодежь. Выпускники Киева, Харькова, Днипра. Видимо, удалось их привлечь только в 2015 году. После этого, к сожалению, к нам мало кто едет. А "нашествие" было в 2015-2016 годах. Мне кажется, что здесь сыграл определенный патриотизм, определенный авантюризм. Они и сейчас здесь. Одна актерская пара уехала из тех, кто пришел тогда", – говорит директор театра.

Сейчас привлечь новых актеров сложно. Актерских вузов в Украине много, но выпускники востребованы в своих городах. Тем не менее в Кременной работает Колледж культуры и искусств, который готовит актеров и режиссеров, а Луганская академия культуры и искусств работает в Киеве и принимает на обучение актеров, работающих в театре. Дорофеев мечтает, чтобы колледж и даже, возможно, академия переехали в Северодонецк. "Также в планах создать свою детскую театральную студию. Чтобы сначала там учились дети, потом они переходили в колледж, а после чтобы приходили в театр. А мы уже будем отправлять на учебу на заочное отделение в академию. Если она не надумает переехать к нам", – делится планами Дорофеев.

С приглашенными актерами тоже есть свои сложности. Северодончане видели спектакль "Веселый дух" с Риммой Зюбиной, а вот с другим известным актером графики не совпали. "Если мы приглашаем актеров из Киева, то это связано с их графиком, который является очень плотным. Мы не сможем играть спектакль ежемесячно со звездой. С Риммой Зюбиной это был интересный опыт, когда сошлись ее волонтерские творческие пожелания и наше желание сотрудничать с такой личностью. Это было очень радостно и для нас, и для нее", – говорит Московченко.

Сталкивается театр и с проблемами более приземленными. "У нас есть мечта - построить дополнительное здание, где будет размещаться и студия, и склад хранения декораций. Потому что не хватает катастрофически места в тех помещениях, которые мы арендуем", – говорит Дорофеев.

"Есть проблемы в театре транспортного характера. Хотелось бы иметь свой транспорт, больше путешествовать. Охватывать свою область, соседние", – добавляет Московченко. Он признается, что свой зритель у театра уже есть, но город только-только начинает становиться своим. "Что касается зрителя, то я вижу, что он у нас свой уже есть. Есть люди, которые ходят на все спектакли. Есть люди, которые воспринимают одно и не очень воспринимают другое. Но за четыре года сделать город своим невозможно. За четыре года можно только наладить определенные связи. Нам в Луганске в свое время удалось почувствовать потребность общественности. И мы, имея свою художественную позицию, хотели ее совместить с этими зрительскими потребностями. И это строительство театра шло много лет. Нам удалось сделать язык привлекательным через пластику, музыку, драматургию, интересную игру. Мы сделали язык языком зала. Тоже самое мы сейчас делаем и здесь. Мы будем это делать, будем утверждать нашу культуру. Мне кажется, что пока мы с северодонецким зрителем сели за стол переговоров и договорились, что мы можем общаться", – говорит режиссер.

В Луганске, по его словам, было много наработано. "Это была мощная ракета, которая уже вышла на орбиту. А здесь только взлет. Поэтому и разница есть. Но когда мы начали ставить прочные спектакля – та же "Конотопская ведьма", "Лавина" – люди начали говорить, что это родное, знакомое. Даже если бы весь тот театр переехал в новый город, то это был бы совершенно новый театр. Другой город, другое помещение, другой зритель", – считает Московченко.

А вот на гастролях члены коллектива чувствуют себя звездами. "О, вот здесь мы себя чувствуем богами. Когда мы во Львове играли наши спектакли, я не мог зайти в зал, потому что все проходы были забиты теми людьми, которые стояли. Я посмотрел наверх - балкон тоже полностью забит, и еще люди стояли в проходах. Такое у нас было во Львове на двух спектаклях. Тоже самое в Дрогобыче, Киеве", - делится Московченко.

По Луганщине театр тоже ездит. И люди говорят, что соскучились.

Обойти в разговоре тему оккупированного Луганска мы не смогли. Но Московченко говорит, что это очень сложный вопрос. "С тем театром отношения я лично не поддерживаю. Может, только с одним-двумя людьми, которые совершенно на наших позициях, но вынуждены там остаться. Но из той информации, которую я получаю, я вижу, что театр работает на другую идею. На другой флаг. Работает упорно, и это, конечно, меня охлаждает в желании общаться. Я не могу общаться с людьми, которые участвуют в программах, концертах абсолютно пропагандистских. Фильмах, которые являются калькой с каких-то пропагандистских листов. Это люди, которые стоят по другую сторону баррикад", – рассказывает Московченко.

Много спектаклей, по его словам, – те, что ставились раньше. Новых же мало. "Даже понимая, что определенная часть людей оказалась в ловушке, я не могу воспринять их активное творческое желание работать на эту временную власть. Потому что не могу воспринять пение нашей известной певицы, которая обнажила плечо на крыше консерватории. Пела гимн, изгибаясь. К сожалению, я не воспринимаю позицию "Искусство вне политики". В нашей ситуации оно не может быть вне политики, потому что мы выходим на сцену и несем определенные мысли и настроения. И эти мысли либо разрушают, либо созидают. Но и они могут сказать, что мы несем пропаганду. Мы разошлись по разные стороны баррикад. Они под одним флагом, мы – под другим", – считает Московченко.

Но при этом не зарекается от того, что ситуация может измениться. "В этой жизни возможно все. Возможны и объятия между людьми с разных сторон баррикад. Все может быть. Я не зарекаюсь не от чего. Но на сегодня, возможно, из-за того, что это очень эмоционально и еще болит, говорить о какой-то нежности и кротости в отношении тех людей я не могу", – заключает главный режиссер театра.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme