Шлаковые Гималаи Ахметова: Как выживает Мариуполь возле отвалов и илистого моря (ФОТО)

Отходы металлургического производства отнимают территорию города, загрязняя воздух и море. Но владелец желает решать проблему лишь с получением материальной выгоды, поэтому мариупольцы и дальше живут среди ядовитой пыли

Журналист региональной редакции Depo.Донбас
Шлаковые Гималаи Ахметова: Как выживает…

Шлаковым горам в Мариуполе около века. Они накапливаются рядом с металлургическими комбинатами. Сейчас таких гор в городе две. Одна – в Кальмиусскому районе, возле Меткомбината имени Ильича, другая – в Левобережном, возле "Азовстали".

Шлак - отходы металлургического производства, которые в Мариуполе после технологического процесса просто отправляются на свалки. За годы работы заводов в приморском городе выросли горы высотой в 30 метров.

Эти горы уже стали элементом мариупольского ландшафта, и многие из туристов могут легко принять их за естественные. Да и сами мариупольцы уже привыкли к этим искусственным насыпям и не надеются на их исчезновение.

Два года назад горожане даже предлагали из Левобережной свалки отходов сделать местную "Медведь-гору", по аналогии с крымским Аю-Дагом. Правда, на сайте электронных петиций предложение не набрало необходимого для рассмотрения количества голосов, и менять форму существующей шлаковой горы никто не стал.

Эта гора меткомбината "Азовсталь" расположена возле Левобережного пляжа и выходит прямо в Азовское море. По словам эколога Анастасии Богданович, несмотря на защитную дамбу, часть вредных веществ все равно попадает в воду.

"Из-за влияния шлака дно моря на Левобережном пляже очень илистое. К тому же, наш климат способствует распространению вредной пыли с гор. У нас редко бывают обильные дожди, искусственно горы никто не увлажняет, бывают сильные ветры. Поэтому пыль разносится по городу. Вместе с выбросами заводов это дает "полный букет": заболевания органов дыхания, крови, нервной системы, аллергические реакции", - рассказывает Богданович.

Богданович – эколог со стажем. По ее словам, уже более 30 лет ситуация со шлаковыми горами в городе не решается. "С 1986 года я слышу о том, что с отходами можно что-то делать. Но ничего не делается. Уже несколько мэров сменилось. Но на состояние экологии никто не обращает внимания. Если бы не море, ситуация была бы намного хуже. Оно нас спасает", - говорит Богданович.

Шлаковая гора в Кальмиусском районе расположена вдоль улицы Макара Мазая. Эту гору образуют отходы Меткомбината имени Ильича. Гора обнесена колючей проволокой. Через дорогу от свалки отходов расположены частные дома поселка Речное.

Иван Кочекан вместе с семьей живет возле горы с 1982 года. Между домом Ивана и горой – меньше десятка метров. Мужчина занимается ремонтом автомобилей. Нередко работы проводит у себя на подворье. Говорит, что часто чувствует пыль, которую несет от горы. Вместе с выбросами из труб меткомбината коктейль в воздухе получается крепкий.

"Летом вообще катастрофа. У нас под деревом около ореха на улице стол стоит. Он постоянно в пыли. Дышать нечем, но так почти у всех жителей Кальмиусского района", - говорит Кочекан.

Саму гору несколько лет назад обнесли колючей проволокой, чтобы закрыть доступ местным жителям. "Еще до войны ее пытались взорвать, чтобы немножко уменьшить. Пока вокруг была полиция и местные, взрывы были легкие, а через пару дней так хлопнули, что у соседа даже трещины по стенам пошли. Потом какой-то мужчина копал на горе металл, сделал небольшую пещеру, взрывчатку из огнетушителя. Оно так бахнуло, что его и засыпало шлаком. С тех пор и закрыли гору проволокой", - рассказывает Кочекан.

Сегодня шлак даже не взрывают. А о том, куда девать отходы производства, владелец комбинатов группы "Метинвест" Ринат Ахметов не беспокоится. Мэр города Вадим Бойченко равнодушие объясняет недостатками законодательства и высокой стоимостью перевозок отходов. "На этот шлак есть спрос в Италии. Но перевозить его морем очень дорого. Поэтому растет стоимость шлака, и за такую цену никто его покупать не хочет. Если бы сделали льготные тарифы для перевозок, возможно, мы бы реализовали шлак итальянцам. Чтобы строить дороги из этого шлака, тоже нужно, чтобы это было закреплено законодательно. Тогда можно было бы реализовывать его строительным компаниям", - пояснил Бойченко.

Также мэр отметил, что гора, на которую поставляется шлак комбината "Азовсталь", заполнится через два года. И если проблему не решить, придется делать новую гору.

Итак, избавиться от отходов производства, которые фактически просто отбирают территории и загрязняют воздух и море, владелец желает лишь с получением материальной выгоды. По словам председателя депутатской комиссии по социальной защите, здравоохранению и экологии Мариупольского горсовета Максима Бородина, такая позиция выглядит абсурдной. "Если частный предприниматель получает прибыль от производства, то с отходами он должен разбираться самостоятельно. Это его дело. Я неоднократно слышал, что Ахметов хочет продавать шлак государству для дорог. Но это же отходы", - рассказал Бородин.

Богданович предлагает один из вариантов нейтрализации вредного влияния шлаковых гор на город. "Если шлак никуда не вывозят, можно немного изменить форму, сделать что-то типа террас, добавить земли, засадить, например, дерном. Тогда, конечно, вредная пыль не будет так сильно разноситься", - говорит Богданович. Впрочем, такое решение не поможет избавиться от шлаков и очистить место под новые отходы.

В европейских странах и США шлак применяют для производства цемента, в строительстве дорог, гидротехнических сооружений. Ранее сообщалось, что и на МК "Азовсталь" и ММК имени Ильича работают мощные американские установки АМСОМ: одна такая установка за час может перерабатывать более 300 тонн шлака для последующего извлечения металлосодержащих компонентов (скрапа). Однако горы шлака в Мариуполе меньше не становятся.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme