Пассажирские перевозки в Мариуполе: За горящие трамваи – 9 гривен, за маршрутки без колес – десятку

С марта в Мариуполе в очередной раз подняли стоимость проезда в общественном транспорте. Она будет повышаться и в дальнейшем – до 10 гривен, что является чуть ли не самой большой ценой билета среди других городов в Украине

Пассажирские перевозки в Мариуполе: За г…

За последние 4 года стоимость проезда в общественном транспорте Мариуполя повышалась несколько раз. Если в 2015-м проехаться в электротранспорте можно было за 1,5 грн, автобусе – за 4 грн, то с марта 2019 мариупольцы заплатят за это 7 и 8 грн соответственно. Городские власти каждый раз твердят о том, что троллейбусный и автобусный парк нужно обновлять, поэтому стоимость проезда необходимо поднимать. Но, вместе с тем, качество коммунального транспорта как было так и остается ужасным. То же самое касается и частных маршруток, которые следом тоже поднимают свою стоимость билета.

 

 

УЛУЧШЕНИЕ ТРАНСПОРТА ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ СТАРЫХ ТАРИФОВ

В прошлом году за очередным повышением цен обещали улучшение качества перевозок. Тогда местная власть заключила с перевозчиками меморандум. По его условиям, владельцы маршрутных такси должны довести автобусы до технически-исправного состояния, следить за чистотой в салоне, вовремя приходить на остановки и т. д. В противном случае мэр Вадим Бойченко пообещал отменить повышение.

Жители создали в Facebook сообщество, где делились случаями плохого состояния транспорта или неудовлетворительной работы персонала. По этим фактам обращались в контактный центр горсовета, департамента транспорта, к правоохранителям.

 

 

Маршрутки до сих пор теряют колеса, троллейбусы время от времени останавливаются посреди города, у трамваев отказывают тормоза, или они горят прямо на путях.

 

 

Фото: Народный контроль в общественном транспорте Мариуполя

 

ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ВОДИТЕЛЯМ И КОНДУКТОРАМ

Качество транспорта и перевозок в целом –осталось низким, но обещание мэр не сдержал, возвращения старых тарифов не произошло. Зато их снова подняли. На этот раз за счет повышения стоимости проезда пообещали поднять зарплату работникам трамвайно-троллейбусного управления и отремонтировать электротранспорт. "Необходимость повысить стоимость проезда возникла из-за роста цен на электричество и запчасти. Также планируется повышение зарплаты сотрудникам МТТУ. Сейчас водитель получают 10 тыс. грн, повышение будет до 13 тыс. грн. Это суммы именно "чистой зарплаты", – рассказал директор департамента транспорта и связи горсовета Василий Клат на заседании исполкома, на котором проголосовали за повышение.

 

 

Впрочем, сами сотрудники МТТУ удивляются таким цифрам.

"Не знаю, кто получает 10 тыс. грн, моя зарплата – 7,2 тыс. грн минус налоги. С начала года нас перевели на "голый оклад". Для водителей это 7,2 тыс. грн, для кондукторов – чуть более 5 тыс. грн. У нашего руководства зарплата, может, и вырастет, а вот у простых работников – точно нет. Не верю в это", – говорит водитель трамвая Наталья Лаппо.

К слову, согласно декларации за 2018 год, зарплата руководителя МТТУ Виталия Донева составляет почти 57 тыс. грн в месяц. А в 2017 году за 785 тыс. грн он приобрел автомобиль "Фольксваген". Общественным транспортом начальник МТТУ вряд ли пользуется, а вот его подчиненные хорошо знают о состоянии трамваев и троллейбусов.

 

 

"Фонари для фар покупают самые дешевые, а этот фонарь два дня поработал и потух. Вот что делать? Ты же в темное время суток не имеешь права без них ехать. Приходится покупать за собственный счет. Так же, как и моющие средства. Между сменами вагоны моют сами же водители с кондукторами. А кондукторам ставят нереальные планы по продаже билетов. Если не продают необходимое количество, то могут получить денег даже меньше ставки. К тому же, билеты, которые пассажиры оплачивают по QR-коду через смартфоны, в количество реализованных не засчитываются. Только бумажные", – рассказывает водитель Арина Шеремєтова.

По словам слесаря МТТУ Василия Павлова, почти не тратятся деньги и на ремонт транспорта. "Я боюсь лезть в эту канаву, в смотровую яму. Потому что домкраты там уже 30-40 лет стоят, они шатаются – где гарантия, что меня не придавит? А знаете, как сейчас бортуют скаты (снимают шины с колес, - ред.)? Кувалдой пацан бьет, вручную. Понимаете? Это ХХІ век", – рассказывает Павлов.

НА НЕСОГЛАСНЫХ – ЗАЯВЛЕНИЕ В ПОЛИЦИЮ

В горсовете при упоминании о прошлогоднем меморандуме закрывают глаза, а когда мариупольцы напоминают - то и уши. Обоснование новых тарифов до принятия решения жителям не предоставили, кроме слов Клата, мол, это повышение стоимости проезда не покрывает расходов перевозчиков. "Расчетная себестоимость проезда одного пассажира составляет 11,92 грн на электротранспорте и 10,82 грн на автотранспорте. Для выхода на самоокупаемость и прекращение дотаций из горбюджета цена должна была составлять на электротранспорте 16 гривен, а на автотранспорте 18 гривен", – считает директор департамента транспорта.

Обоснование и отмену тарифов местные жители решили искать через суд. А еще вышли на акцию протеста. 3 марта около тысячи горожан вышли с плакатами на Театральную площадь. После чего перекрыли движение транспорта, требуя снижения стоимости билетов. Тогда к митингующим приехал Клат с заместителем мэра Сергеем Захаровым. Впрочем, ничего нового не сказали.

 

 

Зато в горсовете объявили митинг несанкционированным и заявили на организаторов в полицию.

А еще сразу после митинга отчитались о последнем списанном аварийном трамвае. За три года таких вагонов списали 40 штук. Приобрели - 60. В этом году планируют закупить еще 64 автобуса и 72 троллейбуса. В том числе, за счет кредита.

 

Фото: Пресс-служба Мариупольского горсовета

 

ЦЕНУ БУДУТ ПОВЫШАТЬ И ДАЛЬШЕ

По условиям кредитного договора между Мариупольским горсоветом и Международной финансовой корпорацией, проезд должны поднять еще на гривну от уже проголосованного: до 9 грн в электротранспорте, и 10 – в автобусах. Пока же Клат рассказывает про новую транспортную модель города. "Помимо обновления парка, ремонта контактной сети, мы также разрабатываем новые маршруты, по которым будем запускать новые машины", – говорит он.

 

 

Увидев сопротивление населения очередному повышению, городская власть пошла ва-банк. В суд на необоснованные тарифы подал... бывший сотрудник троллейбусного управления Сергей Шевырев. Среди организаторов и участников вышеупомянутого митинга его не было, о его иске активисты не знали, хотя тоже собирались судиться с горсоветом. А он их опередил. В интервью местному изданию Шевырев отметил, что не поддерживает акцию протеста, мол, организаторы имели личные мотивы. Юристы Центра общественного контроля "Действуй – Мариуполь" иск Шевырева называют чисто техническим, как попытку местной власти таким образом узаконить повышение.

"Даже не видя иска можно предположить, что он составлен таким образом, что суд скорее всего откажет в удовлетворении иска на основании того, что решение исполкома Мариупольского городского совета является законным и обоснованным", – сообщают на Facebook "Действуй – Мариуполь". После этого обжаловать решение в апелляционном или кассационном порядке никто не сможет: "Обжаловать принятое судом решение Шевырев вряд ли будет. А больше его никто оспорить не сможет, поскольку не является процессуальным лицом в деле. И новый иск нельзя подать – уже есть решение по этому поводу. После чего данное решение суда можно уверенно использовать как доказательство законности решения исполкома о повышении стоимости тарифов на проезд в транспорте".

Борьба за повышение вылилась и в листовки против активистки Лидии Мугли, которая выступает против необоснованных тарифов. В подъездах города неизвестные расклеили листовки с ее фото и слоганом о том, что она не позволит пенсионерам ездить бесплатно. По данному факту Мугли обратилась в полицию. Впрочем, то, что женщина требует законного принятия решения о стоимости проезда, не означает отмены льгот на проезд. А льготников в Мариуполе более 230 тысяч. По словам мэра Вадима Бойченко повышение дает возможность уменьшить дотации из горбюджета на их проезд.

 

 

А вот кто выступал против льгот, так это владельцы маршрутных такси. На встрече с департаментом транспорта перевозчики повторяли, что несмотря на повышение, несут убытки из-за большого количества льготников. "При перевозке ста пассажиров платных нам выплачивают за троих льготников. Это тем, кто заключил договор с горсоветом. Я в прошлом году не заключал, потому что считаю, что вожу гораздо больше людей", – говорит перевозчик Павел Карастоянов.

Пригрозить частным перевозчикам местная власть решила новыми условиями договоров, которые вскоре заключат. Теперь за несоблюдение графика, хамство и неисправное техническое состояние перевозчиков планируют штрафовать. А пока проводят проверки.

 

 

"В этом месяце частными перевозчиками должно быть выполнено 48 354 рейсов, а выполнено 30 959. Это 64%. Более 17 тысяч рейсов не выполнены. Основная масса – это первые и последние рейсы, когда утром люди не могут добраться на работу, а поздно вечером домой", – рассказал заместитель директора департамента транспорта Сергей Остапенко.

Горожане планируют провести общественные обсуждения относительно необоснованных тарифов, депутаты горсовета от партии "Сила людей" собирают подписи для инициирования обсуждения, которое должно состояться почти через месяц, 13 апреля. Но пока что эта задача имеет слишком много неизвестных, поэтому вопрос повысят цену проезда, или нет, де-факто повис в воздухе.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme