В Украине обязали пешеходов-нарушителей ПДД платить за поврежденное авто

Решение Верховного Суда Украины свидетельствует, что в случае ДТП, виновником которого стал пешеход, он должен компенсировать затраты на ремонт транспортного средства

Ранее такой практики не было – в Украине пешеходы-нарушители, как правило, не несли материальной ответственности за повреждение транспортных средств в случае ДТП, пишет 24 канал.

Согласно данным из Единого реестра судебных решений (дело № 296/2509/16-ц), пешеход внезапно выбежал в неположенном месте вблизи перекрестка на проезжую часть, когда на светофоре был зеленый сигнал для водителей, который разрешал им движение. В результате пешеход получил телесные повреждения, а автомобиль (внедорожник Toyota Land Сгиіѕег) - механические повреждения.

Суд установил, что водитель ехал с разрешенной скоростью движения и не имел технической возможности избежать наезда. В итоге затраты на ремонт автомобиля составили более 100 тыс. грн, которые суд первой инстанции постановил взыскать с пешехода. Рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб последнего продолжалось почти четыре года и закончилось в пользу водителя.

По словам юриста Вадима Володарского, такое решение ВСУ является беспрецедентным, ведь обычно суд высшей инстанции был на стороне пешехода.

"Много лет существовала судебная практика, согласно которой, если пешеход сам пострадал в ДТП, то в иске владельца автомобиля к нему отказывали, - разъяснил Володарский. - Мол, пешеход - не хозяин источника повышенной опасности (таким по закону считается любой транспорт). И взимать с него за "повреждение источника повышенной опасности", якобы, не было оснований. Опубликованное решение - отказ от этой порочной практики".

"Пункт 4.10 ПДД говорит, что перед выходом на проезжую часть пешеходы должны убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. Пункт 4.13 ПДД прямо запрещает пешеходам выходить на дорогу, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения; внезапно выходить или выбегать на пешеходный переход; допускать самостоятельный, без надзора взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть ", - перечислил Столетний.

К сожалению, многие пешеходы игнорируют требования правил и становятся виновниками ДТП, при этом погибают или получают травмы. По данным патрульной полиции, за 10 месяцев 2019 года в Украине по вине пешеходов произошло 579 ДТП с пострадавшими (2,7% от всего числа ДТП с пострадавшими, погибло 83 человека (3% от всего числа погибших в ДТП), травмировано 533 человека (2% от всего числа травмированных в ДТП). Этих жертв можно было бы избежать при условии соблюдения пешеходами правил дорожного движения.

Но, по словам инспекторов патрульной полиции, в разы больше случаев, когда внезапно выбежалвший на дорогу пешеход не пострадал, но водитель, избегая наезда на него, врезался в другой автомобиль, столб, ограждение и т. Д. В этом случае доказать вину пешехода очень сложно, а получить с него возмещение материального ущерба было нереально. Теперь ситуация может измениться.

В свою очередь Столетний считает, что пешеходов, виновных в ДТП, через суд заставить платить за поврежденный автомобиль, как и раньше непросто. Для этого нужна "железная" доказательная база, лучше, если это будет видеозапись с авторегистратора в машине или с установленной на столбе или здании видеокамеры. Помогут и экспертизы, но они могут длиться годами и обойдутся недешево.

"Главная польза от решения ВСУ - снижение в перспективе количества ДТП по вине пешеходов, - уверен эксперт. - Прежде всего решением суда воспользуются страховые компании, которые уплачивают страховые возмещения по КАСКО. Но многие водители не имеют полиса КАСКО, и если они узнают из СМИ и "сарафанного радио", что есть реальная возможность отсудить деньги у пешехода на ремонт автомобиля, то начнут подавать и выигрывать иски, особенно если жалко велика. Информация о том, что, попав под колеса, можно еще и заплатить за ремонт наехал на вас авто мобиля, распространится быстро, заставит многих неосторожных пешеходов задуматься и, в результате, - спасти свою жизнь и здоровье".

Кстати, юристы отметили, что материальный ущерб можно взыскать не только с живого потерпевшего пешехода, но и с погибшего - вернее, с его наследников, но не более чем в размере полученного наследства.

Напомним, 1 ноября в Краматорске маршрутка сбила 9-летнего мальчика, который переходил дорогу в неустановленном месте.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme