Строительство железной дороги на Луганщине: Когда поезд из Киева отправится в Станицу

Украинская Луганщина, в отличие от Донбасса, остается более оторванной от Украины в логистическом плане. Когда в 2014 году Донбасс разорвала оккупация, железнодорожное сообщение наиболее восточной области с другими уголками страны осложнилось

Строительство железной дороги на Луганщи…
Фото: Shutterstock

Строительство новой ветки из Белокуракино до Сватово дало бы возможность восстановить более плотное движение поездов. О важности этой ветки говорили еще с 2016 года экс-руководители Луганской ОВГА Георгий Тука и Юрий Гарбуз. Подписывали меморандумы, составляли соглашения и объявляли о намерениях, но ни правительство, ни Укрзализныця, ни, конечно, Луганская область денег на строительство так и не нашли.

Проблему строительства новой железнодорожной ветки вновь актуализировали после назначения нового руководителя ОВГА. Виталий Комарницкий назвал этот вопрос одним из приоритетных в своей деятельности.

На подконтрольной Украине Луганщине есть две параллельные железнодорожные ветки – "Купянск-Узловой – Попасная", по которой идет поезд из Лисичанска в Киев, и "Кондрашевская-Новая – Лантратовка". Последняя ветка проходит через центр и север области и заканчивается на границе с Россией. До 2014 года эти две ветви связывали Луганск.

После захвата города пророссийскими боевиками область, соответственно, потеряла возможность пользоваться веткой "Кондрашевская-Новая – Лантратовка". Хотя этот участок и расположен на контролируемой Украиной территории области, но изолирован от остальной сети Укрзализныци. Без связи с другими железнодорожными путями этот участок является тупиком между Россией и так называемой "ЛНР". Строительство новой железнодорожной колеи соединило бы две ветки с всеукраинской сетью железных дорог и, в перспективе, решило бы проблему перевозки крупногабаритных грузов или же даже дало бы возможность запустить пассажирский поезд сообщением "Киев – Станица Луганская".

В конце апреля 2016 года о необходимости строительства говорил Георгий Тука. По его словам, после запроса ЛОВГА специалисты Укрзализныци определили оптимальный маршрут – путь между станциями Белокуракино и Сватово. "Ко мне поступали обращения жителей с севера области, в частности от владельцев фермерских хозяйств и представителей крупного бизнеса. Только после того, как Укрзализныцей было принято решение о переносе пункта управления Донецкой железной дорогой на подконтрольную украинскому правительству территорию из города Донецк, мы очень быстро нашли взаимопонимание о начале строительства железнодорожной ветки. Она позволит соединить две линии, которые сейчас между собой не связаны. Речь идет о строительстве железной дороги по маршруту Белокуракино – Сватово. Приблизительное расстояние – 45 км. По предварительным подсчетам, ориентировочная стоимость составит 433 млн гривен", – сказал Тука, но во времена его руководства областью разговоры так и остались разговорами.

Следующий глава Луганщины, Юрий Гарбуз, также об этом говорил. В частности, 18 июня 2016 года состоялась рабочая встреча Гарбуза с тогдашним заместителем министра инфраструктуры Юрием Лавринюком, во время которой обсуждался этот вопрос. "15 марта подписан меморандум о сотрудничестве между Луганской облгосадминистрацией и Укрзализныцей, который определяет направления сотрудничества сторон по строительству данной железной дороги. В апреле этого года была утверждена Региональная целевая программа дорожного строительства в Луганской области на 2016-2019 годы, в которой предусмотрено строительство ветки", – рассказывали о намерениях Гарбуза местные журналисты. Как известно, намерения остались намерениями и ни во что более ощутимое не переродились.

Проект строительства ветки до сих пор не написан.

Согласно законодательству, строительство магистральных железнодорожных линий осуществляется за счет средств госбюджета, Укрзализныци и привлеченных средств. Для получения финансирования проектных работ в 2019 году за счет госбюджета ОВГА обращалась к премьер-министру, а также предоставила мининфраструктуры предложения по поводу включения данного вопроса в проект плана действий по реализации Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года. О результатах этих обращений неизвестно. В свою очередь, "Укрзализныця" не рассматривает такой проект как инвестиционный, ведь если он и окупится, то лет через 30. Железнодорожники также очень сдержаны в вынесении каких-либо предварительных вердиктов, ведь им до сих пор неизвестен источник финансирования.

Как сообщает источник в Мининфраструктуры Украины, представители Донецкой железной дороги вообще не считают ветку Сватово – Белокуракино перспективной, ведь при строительстве придется "воевать" с природным ландшафтом, а также дополнительно вкладывать средства в восстановление станции в Белокуракино. По мнению железнодорожников, более целесообразным будет строительство участка от Старобельска до Сватово или Рубежного.

Так или иначе, отсутствие полноценного железнодорожного сообщения и в дальнейшем сказывается на работе предприятий агропромышленного сектора Луганской области не лучшим образом. Сейчас перевозка продукции осуществляется грузовиками. Из-за этого дорожают удобрения, горючее, запчасти, а сельхозпроизводители области несут потери. Ущерб наносится и автодорогам области, которые разрушаются под "натиском" фермерских грузовиков. В текущем году на ремонт дорог выделено почти 800 миллионов гривен, но область прочно держит флаг территории, где дороги отсутствуют, а есть только "направления".

Следующий вопрос – сколько может стоить такой проект. Тука объявлял сумму в 433 миллиона гривен. Во время руководства Гарбуза в ОВГА "кулуарно" говорили о сумме "не менее полутора миллиарда гривен", понимая, что таких средств в области нет. По информации департамента промышленности и транспорта ЛОВГА, по состоянию на сентябрь 2019 года потратить на новое строительство придется никак не меньше трех миллиардов гривен.

Так, в соответствии с технико-экономическим обоснованием проектов строительства веток Старобельск – Рубежное и Белокуракино – Сватово, предоставленным в июле проектно-исследовательским институтом "Хардипротранс" (Харьков), сумма составит 3,4 и 3 миллиарда гривен соответственно. Утверждать, что Комарницкому не удастся найти источники финансирования, было бы не справедливо, но то, что областной власти придется приложить титанические усилия – факт.

В Департаменте массовых коммуникаций ЛОВГА Depo.Донбасс рассказали, что сейчас идет работа над подготовкой технического обоснования проекта строительства железнодорожной колеи, которая свяжет ветки "Купянск-Узловой – Попасная" и "Лантратовка – Кондрашевский-Новая". "Идет поиск путей финансирования. Также обсуждаются локации, где будет осуществляться соединение ветвей, ведь место постройки нового участка должно не иметь естественных препятствий и частных землевладений. Соединение указанных ветвей позволит транспортировать уголь на Луганскую ТЭС из шахт, расположенных на территории Украины, что положительно повлияет на энергетическую безопасность области. Кроме того, строительство железнодорожной колеи присоединит пять аграрных районов области к общеукраинской сети железнодорожных дорог и уменьшит логистические расходы сельхозпредприятий Луганщины на транспортировку собранного урожая", – рассказал Комарницкий.

Во вторник, 24 сентября, он провел рабочую встречу с народными депутатами Украины от округов Луганской области. Речь шла, в том числе, о необходимости строительства новой железнодорожной ветки. "На инвестиционный форум в Мариуполе мы везем проект по железнодорожной составляющей. Он состоит из трех частей. Первая – это строительство перемычки (ветви). На данный момент не было даже проекта, просто разговоры. Сейчас под эгидой Института стратегического развития делаем технико-экономические показатели соединения пяти районов. Вторая составляющая – это электрификация, начиная со Сватово. И третья – станция Золотаревка возле Лисичанска и рассмотрение вопроса пуска "Хюндая" в нашей области", – сказал Комарницкий. В свою очередь, нардепы известили его, что "новый премьер готов идти на все компромиссы, только нужно сделать проект, который будет стоить 10 миллионов гривен".

Автор фото: ВН Цокур

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"