Итоги недели в "ДНР": Не карательные санкции по отношению к россиянам и "фактор хаотизации"
Подводим итоги недели в сепаратистском квазигосударственном образовании т. н. "ДНР"
Интервью Курта Волкера "Голосу Америки"
Спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер в интервью "Голосу Америки" заявил о своем намерении посетить Украину в ближайшие несколько недель, причем, помимо Киева, дипломат планирует побывать также в одном из украинских портов на Черном море.
Волкер сказал, что целью очередной эскалации со стороны РФ является попытка "выставить правительство Украины в плохом свете", но, по его мнению, очевидно, что движущей силой в данных процессах является РФ, которая годами создавала предпосылки для сложившейся ситуации - претензией на аннексию Крыма, претензией на территориальные воды, возведением Керченского моста.
Дипломатом отдельно была отмечена выдержка украинских моряков, направлявшихся из порта Одессы в порт Мариуполь, которые "пытались избежать конфликта и вели себя ответственно". Также прозвучало заявление о том, что Украина поступила правильно, "мощно подняв данный вопрос в НАТО, ЕС".
Волкер также подчеркнул, что существуют весомые причины для введения военного положения именно на таких территориях и на такой срок, как это было сделано, но добавил, что важно, чтобы "Украина была устойчивой демократией, не нуждающейся в ведении военного положения на длительный срок".
Затрагивалась и тема экономических санкций: Курт Волкер сказал, что необходимо придерживаться духа существующих ограничений, которые не являются карательными по отношению к простым россиянам. Санкции США и ЕС направлены против правительственных структур в РФ и российского бизнеса, т. е. "это не про наказание, а про поиск механизма, который привел бы к решению". Широкий резонанс в Украине вызвало и заявление Спецпредставителя Госдепа о возможном отключении РФ от системы SWIFT, однако, речь не идет о том, что это произойдет в обозримом будущем: дословно Волкер заявил, что это "ядерная опция", которая "будет дорого стоить и РФ, и нашим союзникам, но мы должны иметь такую возможность".
Также было упомянуто возможное полномасштабное наступление, то есть реанимация старой идеи о "сухопутном коридоре в Крым": Курт Волкер считает, что если такие попытки и будут предприняты, это будет очень дорого стоить России, и "они потеряют любые отговорки, за которые сейчас цепляются, что они, мол, не принимают участия в боевых действиях".
Встреча в рамках ТКГ
04.12.2018 состоялась очередная встреча в рамках ТКГ, где украинская сторона потребовала освобождения пленных украинских моряков немедленно, вне всяческих обменов и других искусственных условий со стороны РФ. По всем существующим квалификациям, имеющим отношение к международному праву как таковому, моряки, задержанные пограничниками ФСБ РФ, являются военнопленными и имеют соответствующие права (как то ношение форменного одностроя, бесплатные письма домой и т. д.), что в данный момент грубо нарушается РФ, пытающейся доказывать, будто данный вопрос лежит в плоскости уголовного права, в то время как на самом деле речь идет о международном гуманитарном праве.
Также одним из требований Украины было проведение обмена в формате 23 на 23 (23 узника Кремля на 23 гражданина РФ, находящихся в украинских тюрьмах за участие в боевых действиях на востоке Украины) и 66 на 19 (66 удерживаемых представителей ОРДЛО на 19 украинских пленных), однако, по словам Ирины Геращенко, это предложение, которое украинская сторона хотела воплотить в жизнь 27.12.2018 (по аналогии с прошлым годом), было отвергнуто РФ. Тем не менее, Геращенко заявила, что удалось достигнуть прогресса в вопросе передаче Украине осужденных, не связанных с конфликтом, изъявивших желание отбывать наказание на подконтрольной правительству территории. Из более 1000 осужденных, желающих находиться до окончания сроков в украинских тюрьмах, была достигнута договоренность о перемещении 60 человек с оккупированных территорий на подконтрольные.
В экономической подгруппе был поставлен вопрос о возвращении украденных у Украины предприятий и необходимости платить налоги из их доходов в украинский бюджет.
Заявления Геращенко активно цитировали псевдоСМИ вроде "Новороссии", безо всякого успеха пытаясь находить логические ошибки и несоответствия, в то время как российский "Фонд стратегической культуры" сосредоточился на анализе интервью ВВС Евгения Марчука, нового представителя Украины в ТКГ. В их попытке анализа активно цитируются такие "серьезные политики" как Владислав Дейнего и Наталья Никонорова, являющиеся представителями псевдореспублик на переговорах, а также, в "Фонде стратегической культуры" поведали миру о существовании "фейсбука внешнеполитического ведомства ДНР" и упоминали активно разгоняемый "республиканскими" и российскими СМИ фейк о "грядущем применении химического оружия Украиной против ДНР и ЛНР".
О самом Марчуке в ФСК говорят не иначе как о "факторе хаотизации", и (эти комментарии стоят прямой цитаты) – как о человеке, видящем "свою миссию в том, чтобы подбрасывать дровишек в костёр, а не гасить его. Именно поэтому он занят не урегулированием конфликта в Донбассе, а… инцидентом в Керченском проливе, по поводу которого даже собирался созвать экстренное заседание ТКГ в Минске, а когда получил отказ от ДНР, ЛНР и России (по причине того, что военно-морские события 25-26 ноября 2018 года никак не соотносятся с полномочиями группы переговорщиков), всё равно попытался продвинуть керченско-азовскую повестку уже во время встречи 4 декабря".
Нормандский формат и вопросы незаконного задержания украинских моряков силами РФ
На прошлой неделе во время Саммита G-20 произошла встреча Путина и Меркель, где была достигнута договоренность о проведении переговоров по ситуации в Керченском проливе c задействованием Нормандского формата. Но, как мы и предполагали, эти попытки диалога с РФ были обречены на провал: уже через несколько дней пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что данный вопрос "не относится к измерению Минских договоренностей".
ГУМАНИТАРНАЯ СИТУАЦИЯ
Отчет Офиса Прокурора Международного уголовного суда о действиях по предварительному расследованию
05.12.2018 был опубликован Отчет Офиса Прокурора Международного уголовного суда о действиях по предварительному расследованию, в котором содержалось несколько принципиальных моментов по квалификации конфликта, имеющего место на территории Украины.
- Отчет за 2018 год повторяет приведенную в Отчетах за прошлый и позапрошлый годы квалификацию по ситуации в Крыму: имеют место оккупация и международный вооруженный конфликт, начавшийся (самое позднее) 26.02.2014;
- В случае с Донбассом ситуация куда сложнее: согласно квалификации, приведенной в Отчете, параллельно имеют место немеждународный вооруженный конфликт (самое позднее – с 30.04.2014) и международный вооруженный конфликт (с 14.07.2014);
- п. 73 Отчета за 2018 год касается осуществления общего контроля России над НВФ на оккупированных территориях, потому приведем его цитату полностью:
"Канцелярия Прокурора продолжает рассматривать заявления о том, что Российская Федерация осуществляла и осуществляет общий контроль над вооруженными группами на востоке Украины, чтобы установить, можно ли рассматривать вооруженный конфликт между ВСУ (Вооруженные силы Украины) и антиправительственными вооруженными группами, который в других случаях считался бы немеждународным, как по сути международный конфликт. Факт существования единого международного вооруженного конфликта на востоке Украины предполагает применение в отношении соответствующего периода статей Статута, касающихся вооруженных конфликтов международного характера. С учетом возможности применения альтернативных классификаций вооруженного конфликта на востоке Украины, Канцелярия Прокурора рассмотрела положения Римского статута, применимые как к конфликтам международного, так и немеждународного типа, при анализе предполагаемых преступлений, совершенных различными участниками конфликта".
Таким образом, квалификация ситуации в ОРДЛО и на линии разграничения не является окончательной.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
Заявление "представителей СЦКК" псевдореспублик об "объединении усилий в расследования киевских преступлений"
Ресурсы боевиков сообщают о том, что так называемые "представительства СЦКК" намерены объединить свои усилия "по фиксации и расследованию нарушений со стороны ВСУ в Донбассе".
С одной стороны, подобные заявления вполне могут трактоваться в контексте общих процессов "унификации законодательства и снятия барьеров" между "ЛНР" и "ДНР", а с другой – это все та же попытка играть в гуманитарное право и говорить наукообразным и околоюридическим языком – всякий раз, как международные институции и гуманитарные организации публикуют очередные отчеты о нарушениях прав человека на оккупированных территориях и о непосредственной роли РФ в этих процессах.
КОММЕНТАРИЙ:
Заявления как официальных представителей РФ, так и "СМИ" псевдореспублик о том, что "керченский инцидент не имеет никакого отношения к минскому формату" еще раз доказывают, насколько ошибочной была практика разделения составляющих российской агрессии на отдельные блоки. Именно благодаря такому подходу РФ очень удобно дистанцироваться от собственной роли в происходящем сегодня на Донбассе, и, во многом, согласие на такое разделение со стороны Украины провоцирует попытки внешних сил и игроков интерпретировать ситуацию на Донбассе как "гражданскую войну".
Отсюда происходят и заявления представителей "молодых демократий" об их "исключительной роли в СЦКК", хотя "указы о создании представительств" псевдореспублик в СЦКК не воспринимаются всерьез никем, кроме самих "глав" и их подельников.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Донецк