Зачем Путин стравливает между собой кураторов "ЛДНР"

“Новороссия” получила еще одного куратора

Зачем Путин стравливает между собой кура…

Место “третьего смотрящего” занял Вячеслав Володин, первый заместитель руководителя администрации президента России и давний враг другого куратора ЛДНР Вячеслава Суркова, пишет "Деловая столица".

Центр изучения России и оккупированных территорий

Появление очередного номинального куратора "проекта Новороссия" (не считая представителей армии) в Кремле для боевиков оккупированной части Донбасса на первый взгляд прошло почти незамеченным. "Посылки военторга" и "белые гумконвои" исправно поступают и исправно разворовываются местными главарями террористов. Ходят слухи, что Москва готовит замену Захарченко и Плотницкому, который уже неделю как исчез из медийного пространства так называемой "ЛНР", и пока никаких кардинальных кадровых изменений не произошло. И вряд ли они произойдут в ближайшее время.

Тем не менее, за кулисами этих событий происходят политические процессы. И для понимания перспектив хода гибридной войны России против Украины, а глобально - и против мировой политической системы в целом, стоит понимать, какие персоналии разрабатывают и внедряют стратегии оккупации Украины.

История (не)отстранения Суркова

Идейным вдохновителем "проекта Новороссия" считают Владислава Суркова, врага и давнего политического конкурента нового "куратора Новороссии" Володина. "Украинским вопросом" молодой политтехнолог Сурков начал заниматься еще в 2004 году. Именно его командой были запущены знаменитые стратегии "трех сортов Украины", направленные на раскол нашего государства. Именно под его руководством происходила перестройка по сути сети агентов влияния под видом так называемых "русских культурных центров" на Востоке, Юге и в Центре Украины. Сурков, занимавший пост помощника президента России, имеет тесные контакты со многими представителями украинской элиты. Ему, как руководителю управления администрации президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами - участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетией, напрямую подчинялся начальник управления Олег Говорун, координатор работы с подконтрольными России боевиками.

В ноябре 2013 года, как раз перед началом Революции Достоинства в Украине и началом активной подготовки оккупации наших территорий в России, в ведомство Суркова был назначен Борис Рапопорт - человек, который уже в начале 2014 года налаживал контакты с "региональными элитами" Харькова для создания "ХНР". Зимой 2013-2014 годов он был инициатором создания "антимайдановского" "Украинского фронта" в Харькове, проведения пророссийских митингов, на которых среди "русских туристов" был и террорист Моторола со своими боевиками. С Рапопортом связывают и активизацию деятельности "спикера парламента Новороссии", а на то время - депутата Верховной рады Олега Царева.

Борис Рапопорт неоднократно заявлял, что рассматривает Харьков как форпост России на Восточной Украине. С началом военной агрессии в Украине он серьезно повысил влияние в ведомстве, ходили слухи, что готовится смещение общего куратора проекта Владислава Суркова и замена его на Рапопорта, а в какой-то момент в ведомстве вообще существовал дуумвират и жесткая конкуренция между двумя фактическими "кураторами".

После того, как в конце 2014 года попытка России "прорубить коридор к Крыму" захлебнулась, из управления были уволены Борис Рапопорт и глава одного из департаментов Владимир Авдеенко. Формально Борис Рапопорт занимался политическим флангом работы с самопровозглашенными "ЛНР" и "ДНР", а Владимир Авдеенко занимал должность директора департамента и курировал экономический фланг работы с оккупированными территориями. До этого были уволены еще пять или шесть рядовых работников ведомства, явно лояльных к Ропопорту. Конечно, эти кадровые чистки совпали с очередным корректировкам оккупационной стратегии России: зимой 2015 года началась очередная фаза обострения боевых действий на Востоке.

С первого взгляда, Сурков просто выжил конкурента, который метил на его место в кремлевском кресле чиновника высокого ранга. С другой стороны, увольнение действительно свидетельствовало о корректировки оккупационной стратегии. И есть основания думать, что кадровые изменения среди "кураторов Новороссии" являются также свидетельством более глубинных процессов, происходящих в российском политикуме, а именно - изменений в балансе влияния различных групп в окружении Путина.

История (не)воцарения Козака

Этот тезис подтверждает и информация об очередной смене "генерального куратора Новороссии" уже в начале ноября 2015 года. Именно тогда появился "слив" о замене Суркова на вице-премьера России Дмитрия Козака, жесткого управленца из ближайшего окружения Путина.

Уроженец Кировоградской области Дмитрий Козак - бывший сотрудник ГРУ России, человек из команды так называемых "питерских". С 2004 по 2007 год он был полномочным представителем президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. В свое время он провалил масштабную операцию по "интеграции" Приднестровья в Молдову с сохранением реальной российской власти, и уже в Чечне он полностью реабилитировался как специалист по насаждению жесткой вертикали руководства. Именно под его кураторством состоялся сложный процесс взятия под контроль Россией послевоенной Чечни.

Решение о его назначение свидетельствовало о том, что Россия в очередной раз корректирует планы по оккупации и развалу Украины и внедрению того же "приднестровского сценария". Конечно, и эта смена кураторства имела следствием очередное обострение ситуации на Востоке, новый массированный обстрел украинских позиций. И опять-таки, формально Козак предназначен для дежурной смены стратегии, ведь временное перемирие на Востоке фактически свидетельствовало о том, что ситуация для России зашла в тупик и требовала хотя бы формального выполнения плана действий, прописанных в минских документах.

И с другой стороны, в Кремле в очередной раз Путиным был подкорректирован баланс влияния различных групп в середине российской власти. Этот баланс является ключевым условием существования режима Путина после того, как в начале 2000-х годов "питерская" команда нивелировала влияние ельцинской "семьи" на власть в России. Именно тогда были сформированы две группы, которые непосредственно формировали политику Кремля - так называемые "либералы", или "экономисты" и "силовики". После очередного усиления позиций "силовиков" "экономисты" были практически полностью вытеснены из политического поля. Их роль теперь - бизнес, газ, нефть, экономика России. При политической власти в России находятся теперь именно "силовики".

С одной стороны выглядит, что "силовики" с развязыванием Россией нескольких масштабных военных операций надежно зацементировали себя в системе власти. С другой стороны, влияние санкций и катастрофического для России падения цен на энергоресурсы выводит "либералов-экономистов" из тени как группу, с которой, в отличие от "силовиков", в принципе, было бы о чем говорить Западу. И на самом деле с начала 2000-х годов Путин построил в России византийскую модель власти - он приближает или отодвигает подальше от себя определенных людей, которые дерутся за место у трона, он провоцирует определенные интриги в среде свиты, он мирит, он отдает на откуп определенные направления, и никогда не теряет контроля над ними.

Формально Дмитрий Козак - представитель "либералов-экономистов". Фактически он - один из наиболее приближенных к Путину, людей, на которого президент может опереться и через которого ретранслирует свою волю обеим группам влияния. В ситуации с "кураторством" над "проектом Новороссия" он не имеет всей полноты власти - над этим планом прямо или косвенно работает весь аппарат Кремля. Кто-то курирует экономическое направление, какая-то группа больше относится к политическому. А есть еще силовики, "военторг" и так далее. Роль "куратора" Козака, в отличие от роли "куратора" Суркова, не столько идеология, сколько жесткая координация между силовиками РФ и криминалитетом из "руководства" оккупированных анклавов. Но этим назначением Путин, конечно, еще больше укрепил бы позиции Козака. Интересно, что, как и в ситуации с Раппопортом, Сурков не был полностью отстранен, а проектом фактически руководили несколько "кураторов".

История (недо)признания Володина

Но Путин и здесь не прекратил играть в большую игру со своим окружением: по последней информации, Дмитрия Козака, который так и не успел получить должность "главного куратора", неожиданно заменили на Вячеслава Володина, давнего врага Вячеслава Суркова. Володин - человек одного из главных "силовиков" Сергея Иванова. Сурков - человек из другого лагеря, и является конкурентом не только Володина, но и его "силового" патрона Сергея Иванова. И усиление позиций Володина является ударом не столько лично по Суркову, сколько по Медведеву, а значит, только усиливает контроль администрации Путина над правительством.

И можно прогнозировать, что полной власти над "проектом" "силовики" не получат, и фактически руководить проектом по разным направлениям и заниматься распределением финансовых потоков из бюджета России будут как люди Суркова, так и "силовики" Володина с его шефом Ивановым, а также - "смотрящий" от Путина Козак. И главное - каждый из них доносит свою часть информации путину, проще говоря, как и во всех других проектах, каждый из них должен стучать наверх о том, что делает его конкурент.

Относительно самого "проекта Новороссия", все более резкие изменения руководства, двух-, а иногда и трех-, и четыревластие в принятии решений свидетельствуют о том, что у Путина и его команды до сих пор отсутствует целостное видение перспектив "проекта". Всем группам влияния дают попробовать решить непредсказуемую в начале оккупации ситуацию, которая превратилась в головную боль для Кремля.

Что эти внутриполитические процессы в Кремле значат для Украины? То, что сколько бы руководителей ни имел "проект Новороссия", все без исключения группы влияния, допущенные к руководству - "ястребы", которые хотят войны и разрушения Украины, а не мира и деоккупации украинских территорий. С другой стороны, не надо тешить себя иллюзиями, что разжигание разногласий между разными полюсами политической власти России, которые воюют между собой за политическое влияние и ресурсы, может расшатать власть и в самой России. А еще, по старинной русской пословице, "у семи нянек дитя без глаза", то есть отсутствие единого центра управления "ЛДНР" значительно снижает эффективность оккупационной операции Кремля.

Весь опыт управления оккупированными россиянами территориями говорит об одном: нынешнее трехголовое управления - это норма для россиян и сейчас они воюют за то, кто из них назначит руководителя в "ДНР" и "ЛНР". Хотя нынешняя ситуация "ни мира, ни войны" вряд ли способствует смене главного руководителя в этих образованиях. Пока не будет ясности с будущим планом, замена Плотницкого и Захарченко - это всего-навсего замена шила на мыло.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme