Аэропорт Северодонецка: как заброшенный аэродром сделать воздушными вратами (ФОТО)

Два-три миллиарда, или даже больше, нужно потратить, чтобы появились новые воздушные врата Донбасса вместо разрушенных аэропортов Донецка и Луганска

Яна Мостова

Под Северодонецком расположен аэропорт, который в 2015 году перешел в областную собственность от "Укртрансгаза", став называться международным. Но пока что это только название. Аэропорт рассматривается как альтернатива разрушенным аэропортам в Луганске и Донецке и может стать воздушными вратами Донбасса. Тем более, что его расположение этому способствует.

О его восстановлении заговорили еще при губернаторе Геннадии Москале.

Когда-то, в 70-е годы, в день из Северодонецка делалось около 20 регулярных авиарейсов. Летали в основном ЯК-40 и АН-24. Город был связан авиационным сообщением со многими городами СССР и уступал лишь Луганску – областному центру. Сейчас аэропорт выглядит ужасно и запущено, на взлетной полосе растет трава, а здание аэровокзала уже десятилетие не видело ремонта. Жизнедеятельность объекта поддерживает коллектив из всего лишь девяти человек.

Для того, чтобы аэродром смог принимать современные самолеты, надо делать новую полосу и новый аэровокзал.

Но не успели заговорить о "новой жизни" аэропорта, как на этой теме начали спекулировать. Буквально на этой неделе "прогремела" новость о том, что проект по реконструкции КП "Международный аэропорт "Северодонецк" закрывается, предприятие ликвидируется, а его имущество отдается в собственность Минобороны Украины.

Директор предприятия Юрий Фалалеев рассказал, кому выгодно распускать такие слухи, а также провел для Depo.Донбасс экскурсию по аэропорту и показал, что запланировано сделать.

- Давайте для начала проясним ситуацию. Откуда информация о ликвидации предприятия и передаче его на баланс Минобороны?

Это "хотелки" Максима Шахова, человека из команды Елизаветы Пушко-Цибуляк, из команды, скажем так, запорожского "смотрящего" Алеши. Человек до этого при Викторе Януковиче работал директором департамента коммунального хозяйства облгосадминистрации в Запорожье. Соответственно, понятно, что коммунальщики - люди тех времен, просто "сидят на схемах". Конфликт у меня с ним начался сразу, с момента его приезда. Конфликт заключался в том, что при еще не начавшейся реконструкции он начал рассматривать потенциальных исполнителей работ. Принес мне "Южэнергомонтаж" - фирму Колесникова: у них один адрес с киевским "Альткомом". Раньше мне Киев насчитал: вся реконструкция, поэтапно - это примерно 2 миллиарда на все. Следующий вариант, при них, был уже 3 миллиарда 138 миллионов - и это только на полосу. Затем Шахов начал рассматривать, целесообразно вообще это или нет. Но решение было принято до него. И на уровне государства, а не им. Его не допустили.

- Сегодня чувствуете давление с его стороны?

Конечно, он каждый день закрывает аэропорт. Для меня любое заседание рабочей группы в ЛОГА пытаются превратить в "ковер". Постоянно сыпятся обвинения. Отмечу, что все это время мы просуществовали на деньги уставного фонда, а не бюджетные. Целевого финансирования нашего предприятия так и не было.

- То есть вот эта волна слухов в последние дни - назло?

Верно. Я не знаю, будет ли работать Шахов дальше, но нам эта команда "дерибанщиков" не нужна, от нее надо избавляться. Губернатор сменился, а контроль над денежными потоками пытаются сохранить прежний.

- А позиция нового губернатора сегодня какова?

Юрий Гарбуз пока вникает в дела. И у него нет пока четкой позиции. Но в свое время ЛОГА принимала имущество у "Трансгаза", сделала его государственным имуществом. И теперь вряд ли просто будет вернуть аэропорт старому владельцу. Захочет ли вообще его принять Министерство обороны, как об этом говорят - тоже вопрос. Об этом знает только Шахов. Это Шахов выдает желаемое за действительное. И вообще - когда мы построим полосу, аэропорт - кто мешает совместному базированию?

На заседании рабочей группы прозвучало якобы единогласное решение, что аэропорт - это нецелесообразно, нужно закрывать проект. Но не было никакого единодушного решения. Да и голосования в принципе. Плюс прозвучала неправдивая информация, что в ближайшие три года СНБО разрешения на полеты гражданских воздушных судов не даст. Не было такого решения.

- А, по вашему мнению, гражданские полеты на нашей территории - это сегодня целесообразно?

На данный момент, может быть, и нет. Но потом это станет целесообразным. Ведь сейчас никто не говорит о начале строительства. Сейчас надо сделать хотя бы проект. Максимально он может обойтись в 100 миллионов. Но если мы сейчас говорим, что мы проектируем полосу, рулежные дорожки, часть аэровокзала - это может быть в десятки раз меньше. Предпроектные работы обошлись в 1 миллион 300 тысяч гривен. Это расчет стоимости, а также геодезия, геология и экология.

- Летать будет доступно?

Благодаря дерегуляции рынка авиаперевозок в Украине, которую инициировал Саакашвили, сегодня рейс "Харьков - Киев" организовывается чуть ли не за 50 долларов. Это приемлемая цена. Мы должны будем привлечь авиаперевозчиков, которые будут ориентироваться на пассажиропоток и брать не монополизированных, а тех, кто готов работать за реальную цену.

- Куда сможем летать?

Киев - это первый рейс.

- А заграницу? Та же Турция?

Почему нет?

- Примеры аэропортов в других городах не рассматривали? С чем можно будет сравнить?

Например, есть аэропорт "Смакивка" в Житомире, бывший областной. Там достаточной длины полоса. Сейчас уже польский лоукост там выполняет рейсы. Он в частных руках, у него лучше состояние, чем у нас - но это приемлемый примерный образец сейчас.

- Полосу будем делать новую?

Делать капитальный ремонт аэропорта нет смысла, потому что полоса у нас 1420 метров длиной и шириной 42 метра. Эта полоса способна принять не более, чем АН-24 или ЯК-40. При этом даже в таком размере нужно сносить старое искусственное покрытие полосы и укладывать его заново. Но перспективы нет никакой - АН-24 или ЯК-40 постепенно перестают эксплуатироваться. Сегодня даже ближние магистральные перевозки осуществляются минимум "Эмбрайером", а вообще - "Аэробусы" и "Боинги". Даже на близкие расстояния - например, рейс "Харьков - Киев", летают минимум "Эмбрайеры". Этим самолетам нужна полоса длиннее и прочнее. Продлевать существующую у нас уже практически некуда. Плюс расположение - у нас все полосы на востоке Украины (Донецк, Харьков, Краматорск) расположены по курсам "восток-запад". Здесь у нас практически "север-юг". Исходя из нашего ветра, более благоприятным было бы направление "восток-запад". Если мы даже продлим существующую полосу, у нас будет разворот над временно оккупированной территорией. В 1989-1991 годы рассматривался вариант строительства новой полосы. Вот сейчас и склоняемся к новой. Она будет около 2800 метров - 2-3 километра. И тогда сможем принимать те же "Боинги". А полет даже пустого "Боинга" стоит дешевле пустого полета АН-24.

- Предпроектные работы завершены. Можно ли переходить к следующему этапу?

Сейчас уже сделан необходимый комплекс предпроектных работ. Обследована территория, уже можно ставить задания на проект и, соответственно, делать выбор участка под новый аэропорт. Мне вменяют, что я это сделал самовольно - ничего подобного. Передо мной стояла задача по этому вопросу предыдущего губернатора Георгия Туки, и вообще меня на работу принимал Геннадий Москаль. Он тоже ставил такую задачу. Но затем команда Туки стала грести под себя. Узнав, что здесь не получится никакого разделения, поняла, что выгоды нет.

- Сколько людей сегодня поддерживают аэропорт?

- Девять.

- А планируется?

Когда будет аэровокзальный комплекс - до 500 человек. А так - для такого класса не менее 100 человек-аэродромная служба, управление воздушным движением, радиотехническое обеспечение полетов, метеослужба.

- Где брать специалистов? Есть ли в Украине достойная школа сегодня?

Есть. Например, их готовит Кировоградская летная академия, Национальный авиационный университет. И вообще, есть у нас в Украине специалисты. В Северодонецке есть действующие диспетчеры, которые с удовольствием жили и работали бы здесь, а не в других городах. Есть у нас специалисты готовые. Когда я работал в аэропорту впервые, штат был 74 человека. Плюс работники "Аэродвижения", метеослужба - более 100 человек всего. Нельзя было делать, как предыдущий владелец - взял и сократил всех людей. Я ушел в мае 2013 года. И вернулся в июне прошлого года. За два года, пока меня не было, предыдущий владелец оставил от аэропорта рожки да ножки. Я не захотел участвовать в этом грабеже и поэтому ушел. Большой вред сделал своим уходом.

- Возвращаясь к проекту, новый аэровокзал будет?

- Существующий аэровокзал - благодаря тому, что мы успели отремонтировать крышу - он у нас еще не разрушился. И внутри необходимо сделать ремонт. Тогда там можно будет организовать минимальные технологические зоны для обслуживания регулярных рейсов и пассажиров. Но все равно придется думать о строительстве нового.

- Чем, по Вашему мнению, закончится эпопея с этими паническими слухами?

- Я надеюсь, что все закончится кадровыми изменениями в ЛОГА.

- А Киев не может приостановить проект? Пока у нас тут все разберутся?

- Я бы об этом знал. Что значит Киев? Администрация президента этим не занимается, Кабмин у нас сменился и новому сейчас не до нас. Но вопрос аэропорта поднимать в любом случае нужно, и мы будем это делать.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Северодонецк