Российская агрессия в Азовском море: Как выживают порты Мариуполя и Бердянска

Судовладельцам становится невыгодно заходить в порты Мариуполя и Бердянска

Российская агрессия в Азовском море: Как…

И без того непростая с начала боевых действий экономическая ситуация портов в Азовском море ухудшилась после 25 ноября, когда произошло нападение ВМС России на украинские военные судна в Керченском проливе.

Еще с апреля российские пограничники останавливают все корабли, идущие в Мариупольский и Бердянский порты. Из-за этого порты несут убытки: суда по 15 суток вынуждены стоять в море, что стоит около 15 тыс. долларов в сутки. Поэтому владельцы ищут более дешевые варианты перевозки, а порты тем временем сокращают грузооборот, переходят на четырехдневную рабочую неделю и не могут получить большие контракты.

Мариупольский и Бердянский порты, растянувшиеся на 5,5 км вдоль берега Азовского моря, - это 10% мощностей (22,5 млн тонн груза) от всех морских портов Украины.

Мариупольский порт

В Мариупольском порту - 22 причала. Наряду с чайками и кранами лежат металлические пласты, которые ждут загрузки.

Этот порт больше, чем Бердянский, здесь работают 5 тыс. местных жителей. Но рабочая неделя сейчас - только четыре дня. По словам мэра Вадима Бойченко, из-за такого графика заработная плата персонала уменьшилась. "Люди могли бы получать 15 тысяч гривен, взамен получали 12-13 тысяч в месяц", - сказал Бойченко в интервью "Главкому".

По его словам, так называемые "осмотры" Россией торговых кораблей, работающих с Украиной, серьезно сказались на работе порта. "За год максимально мы можем загрузить (переваливать) 17 миллионов тонн стали. До войны в основном переваливали 13 миллионов тонн в год. А например, в прошлом году плановые показатели работы порта составляли 6 миллионов тонн", - рассказал мэр города. По его подсчетам, в этом году в лучшем случае порт выйдет на 4 миллиона. Это в пять раз меньше, чем пропускная способность предприятия.

По словам директора мариупольского порта Александра Олейника, с 2014 года порт недополучил 6 млрд грн. "Когда в результате боевых действий разрушили железнодорожные пути, мы вынуждены были корректировать свою работу", - говорит Олейник.

Строительство Керченского моста ситуацию еще больше усугубило. Причина - высота творения российской инженерной мысли: от воды до арки - 35 метров. А в Мариуполь приходят суда с большей высотой и грузятся до 300 тысяч тонн на борт. "Теперь судна выше 33 метра не могут идти вплотную к мосту и не могут пройти под ним. Мы были вынуждены грузить судна не более 20 тысяч тонн", - рассказывает Олейник.

Из-за этого компании разорвали контракты с Мариупольским портом."Мы потеряли крупный контракт с США: "Метинвест" должен был перевезти более 1 млн тонн чугуна в Штаты. Еще потеряли контракты со странами юго-восточной Азии. Мы имели большие контракты с Филиппинами, Китаем, Вьетнамом, туда грузили около 300-500 тысяч тонн металла. Потеря этих контрактов обошлась нам в 300 млн гривен убытков", - говорит Олейник.

Бердянский порт

Первое судно после недельного перерыва пришло в Бердянский порт 3 декабря. Стоит возле одного из двух работающих причалов - всего их в порту девять.

Сотрудников здесь около 2 тысяч. Треть из них придется уволить. "Из-за недостатка средств мы с декабря, как и Мариупольский порт, перешли на четырехдневную рабочую неделю. Но, в отличие от Мариуполя, не имеем возможности платить сотрудникам премии. 50 тыс. тонн металла в месяц в октябре, ноябре и декабре мы потеряли. Если до конца года ситуация не улучшится, то придется делать сокращение персонала", - рассказал и.о. директора Бердянского морского торгового порта Александр Трощенков.

Бердянск - небольшой город. Поэтому увольнения, если учесть семьи работников, коснутся многих жителей. Грузооборот на предприятии сильно сократился: в Бердянске пропускная способность порта составляет 3,7 млн тонн в год, поскольку в прошлом году грузооборот составил 2,4 млн тонн.

С 2014 года Бердянский порт недополучил 350 млн гривен, в этом - уже 4,62 млн долларов.

В Министерстве инфраструктуры сообщили, что экономические последствия блокировки и задержек кораблей в Азовском море с 2014 года достигли 6 миллиардов гривен. Однако украинская власть в одиночку преодолеть экономическую блокаду в Азовском море не может, поэтому обращается к своим международных партнерам, чтобы усилить санкции против России. А что и когда они смогут - это уже совсем другой вопрос. Пока что Россия чувствует себя в Азовском море, как у себя дома. И добровольно расставаться с такой "вольницей" вряд ли согласится.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme