Оплата повышена: Как общественный транспорт Мариуполя стал корытом на колесах (ФОТО)

Мариупольцы ездят в транспорте с дырками в дверях и крышах, с поломанными перилами, грязным салоном и потрепанными сиденьями без спинок

С апреля этого года в Мариуполе повысят оплату за проезд в общественном транспорте. Разовый билет на проезд в маршрутных такси будет стоить 5 гривен вместо нынешних 4 (с 1 августа - 6 гривен), в троллейбусах и трамваях - 3,5 гривны вместо нынешних 2 (с 1 августа 4 гривны), в коммунальных автобусах - 4, вместо 3 (с 1 августа 5 гривен). Такое решение принято исполкомом Мариупольского горсовета.

Но назвать такое подорожание обоснованным невозможно. Техническое состояние транспорта никоим образом не изменилось. Стоит только зайти в трамвай, троллейбус, автобус или маршрутку, как становится понятно - о безопасности и комфорте пассажира здесь думают в последнюю очередь. В 90% случаях встречаем то поломанные поручни, то грязный салон, сиденья без спинок или дыры в дверях и крышах. Улучшения качества и комфортности поездок перед повышением стоимости билетов перевозчики не обещают.

С трамваями вообще иметь дела не хочется, если пассажир не экстремальный турист. Во многих трамваях открываются не все двери. А даже, если удастся попасть внутрь, нет никакой гарантии, что старая машина не остановится посреди маршрута, и тогда придется бежать на остановку маршрутных такси. Кстати, деньги за проезд в этом случае кондуктор не вернет.

В троллейбусах ситуация аналогичная. Приходишь на остановку, видишь открытые двери троллейбуса, решаешь не ждать маршрутку, которая дороже, садишься сюда. Покупаешь билет. Через остановку троллейбус останавливается. Что-то там сломалось. Ехать дальше не может. Спрашиваешь у кондуктора о деньгах. "Мы не возвращаем. Обращайтесь в депо. Или пересаживайтесь с этим билетом на следующий троллейбус". Ты уже и рад бы пересесть, но следующий троллейбус не может проехать дальше, потому что "привязан" к тем самым троллям, как и его поломанный предшественник. Вот почему за такой "сервис" заставляют платить больше - не понятно.

По словам председателя Совета общественных организаций Мариуполя, члена исполкома Мариупольского горсовета Дмитрия Забавина, методика расчетов рентабельного тарифа вызывает много вопросов.

"Расчет тарифа на проезд мне не понятен. Во-первых, этой информации нет в открытом доступе. Проект решения выглядит вообще просто. Там есть формулировка, что "в связи с подорожанием топлива целесообразно повысить стоимость проезда". Далее мне, как члену исполкома, согласно ЗУ "О доступе к публичной информации" пришлось требовать расчеты, которые предоставляют перевозчики согласно механизма расчета от профильного министерства. Но то, что я там увидел - это просто высшая степень цинизма. Стоимость проезда на разных маршрутах колеблется от 11 до 18 гривен. У меня возникает вопрос к перевозчикам. Если у вас действительно такая рентабельная стоимость, каким образом вас спасет повышение до 6 гривен?" – говорит Забавин.

По его мнению, в расчетах перевозчики указывают нереальные цифры по количеству перевезенных пассажиров. "0,54 пассажира на один километр. То есть за полный рейс 15-20 километров, на автобусе они провозят максимум 20 пассажиров. Кто в Мариуполе видел такие маршрутки? Они же в часы пик набиты просто", - приводит Забавин пример из полученных им данных.

Тем не менее, он констатирует улучшение состояния коммунального транспорта в городе. "Мы были в трамвайно-троллейбусном депо, смотрели на состояние транспорта. Есть небольшой прогресс по этому вопросу - новые единицы коммунального транспорта, есть планы по закупке для города новых трамваев и троллейбусов. Сейчас в МТТУ начали ремонтировать транспорт, ранее замененных каркасов или сидений, здесь не было. То есть в определенной степени повышение стоимости проезда аргументированно".

Но по мнению Забавина, повышать стоимость проезда можно в три, а не два этапа, как было решено на заседании исполкома. "Это слишком тяжело для мариупольцев. Цены на коммуналку, на продукты растут, еще и проезд резко повысим. Я думаю, что людям надо привыкать к повышению. Я предлагал, чтобы стоимость росла в три этапа. Мы рассчитали, что если мариуполец с минимальной зарплатой будет пользоваться маршруткой с новой стоимостью проезда в 6 гривен, то он будет тратить 10% от дохода только на проезд на работу и обратно. Это в том случае, если ехать без пересадок", - говорит Забавин.

Стандартный ответ перевозчиков на любую претензию в их сторону - во всем виноваты льготники. Мол, из-за них "загибается" транспортная система. Вроде бы их очень много и возят всех бесплатно. "Но каждый, кто пользуется этим транспортом, неоднократно видел, как какая-то бабка, например, вместе с этим своим льготным удостоверением дает кондуктору 1-2 гривны. Это неучтенные доходы перевозчиков", - констатирует Забавин.

Увеличивать доходы перевозчикам он предлагает ростом не стоимости проезда, а пассажиропотока в коммунальном транспорте: "Прибыль будет больше, когда проедет 30 человек и заплатят по 3 гривны, чем когда проедят 10 и заплатят по 3,5. Но чтобы люди активнее пользовались троллейбусами и трамваями, они должны быть уверены, что они действительно в необходимое время придут на остановку, что они реально могут на них доехать, куда надо, и они не сломаются в дороге. Такого у нас, к сожалению, сейчас нет".

"Сейчас мы собираем свидетельства мариупольцев о ненадлежащем состоянии автобусов, в середине марта должна быть их проверка. Если к тому времени не доведут их до ума, мы будем требовать, чтобы решение о повышении стоимости было вновь пересмотрено", - уверяет Забавин.

Будет ли реально будет добиться пересмотра, если за повышение стоимости проголосовали все кроме двух члены исполкома, пока непонятно.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Мариуполь