Оплата повышена: Как общественный транспорт Мариуполя стал корытом на колесах (ФОТО)

Мариупольцы ездят в транспорте с дырками в дверях и крышах, с поломанными перилами, грязным салоном и потрепанными сиденьями без спинок

С апреля этого года в Мариуполе повысят оплату за проезд в общественном транспорте. Разовый билет на проезд в маршрутных такси будет стоить 5 гривен вместо нынешних 4 (с 1 августа - 6 гривен), в троллейбусах и трамваях - 3,5 гривны вместо нынешних 2 (с 1 августа 4 гривны), в коммунальных автобусах - 4, вместо 3 (с 1 августа 5 гривен). Такое решение принято исполкомом Мариупольского горсовета.

Но назвать такое подорожание обоснованным невозможно. Техническое состояние транспорта никоим образом не изменилось. Стоит только зайти в трамвай, троллейбус, автобус или маршрутку, как становится понятно - о безопасности и комфорте пассажира здесь думают в последнюю очередь. В 90% случаях встречаем то поломанные поручни, то грязный салон, сиденья без спинок или дыры в дверях и крышах. Улучшения качества и комфортности поездок перед повышением стоимости билетов перевозчики не обещают.

С трамваями вообще иметь дела не хочется, если пассажир не экстремальный турист. Во многих трамваях открываются не все двери. А даже, если удастся попасть внутрь, нет никакой гарантии, что старая машина не остановится посреди маршрута, и тогда придется бежать на остановку маршрутных такси. Кстати, деньги за проезд в этом случае кондуктор не вернет.

В троллейбусах ситуация аналогичная. Приходишь на остановку, видишь открытые двери троллейбуса, решаешь не ждать маршрутку, которая дороже, садишься сюда. Покупаешь билет. Через остановку троллейбус останавливается. Что-то там сломалось. Ехать дальше не может. Спрашиваешь у кондуктора о деньгах. "Мы не возвращаем. Обращайтесь в депо. Или пересаживайтесь с этим билетом на следующий троллейбус". Ты уже и рад бы пересесть, но следующий троллейбус не может проехать дальше, потому что "привязан" к тем самым троллям, как и его поломанный предшественник. Вот почему за такой "сервис" заставляют платить больше - не понятно.

По словам председателя Совета общественных организаций Мариуполя, члена исполкома Мариупольского горсовета Дмитрия Забавина, методика расчетов рентабельного тарифа вызывает много вопросов.

"Расчет тарифа на проезд мне не понятен. Во-первых, этой информации нет в открытом доступе. Проект решения выглядит вообще просто. Там есть формулировка, что "в связи с подорожанием топлива целесообразно повысить стоимость проезда". Далее мне, как члену исполкома, согласно ЗУ "О доступе к публичной информации" пришлось требовать расчеты, которые предоставляют перевозчики согласно механизма расчета от профильного министерства. Но то, что я там увидел - это просто высшая степень цинизма. Стоимость проезда на разных маршрутах колеблется от 11 до 18 гривен. У меня возникает вопрос к перевозчикам. Если у вас действительно такая рентабельная стоимость, каким образом вас спасет повышение до 6 гривен?" – говорит Забавин.

По его мнению, в расчетах перевозчики указывают нереальные цифры по количеству перевезенных пассажиров. "0,54 пассажира на один километр. То есть за полный рейс 15-20 километров, на автобусе они провозят максимум 20 пассажиров. Кто в Мариуполе видел такие маршрутки? Они же в часы пик набиты просто", - приводит Забавин пример из полученных им данных.

Тем не менее, он констатирует улучшение состояния коммунального транспорта в городе. "Мы были в трамвайно-троллейбусном депо, смотрели на состояние транспорта. Есть небольшой прогресс по этому вопросу - новые единицы коммунального транспорта, есть планы по закупке для города новых трамваев и троллейбусов. Сейчас в МТТУ начали ремонтировать транспорт, ранее замененных каркасов или сидений, здесь не было. То есть в определенной степени повышение стоимости проезда аргументированно".

Но по мнению Забавина, повышать стоимость проезда можно в три, а не два этапа, как было решено на заседании исполкома. "Это слишком тяжело для мариупольцев. Цены на коммуналку, на продукты растут, еще и проезд резко повысим. Я думаю, что людям надо привыкать к повышению. Я предлагал, чтобы стоимость росла в три этапа. Мы рассчитали, что если мариуполец с минимальной зарплатой будет пользоваться маршруткой с новой стоимостью проезда в 6 гривен, то он будет тратить 10% от дохода только на проезд на работу и обратно. Это в том случае, если ехать без пересадок", - говорит Забавин.

Стандартный ответ перевозчиков на любую претензию в их сторону - во всем виноваты льготники. Мол, из-за них "загибается" транспортная система. Вроде бы их очень много и возят всех бесплатно. "Но каждый, кто пользуется этим транспортом, неоднократно видел, как какая-то бабка, например, вместе с этим своим льготным удостоверением дает кондуктору 1-2 гривны. Это неучтенные доходы перевозчиков", - констатирует Забавин.

Увеличивать доходы перевозчикам он предлагает ростом не стоимости проезда, а пассажиропотока в коммунальном транспорте: "Прибыль будет больше, когда проедет 30 человек и заплатят по 3 гривны, чем когда проедят 10 и заплатят по 3,5. Но чтобы люди активнее пользовались троллейбусами и трамваями, они должны быть уверены, что они действительно в необходимое время придут на остановку, что они реально могут на них доехать, куда надо, и они не сломаются в дороге. Такого у нас, к сожалению, сейчас нет".

"Сейчас мы собираем свидетельства мариупольцев о ненадлежащем состоянии автобусов, в середине марта должна быть их проверка. Если к тому времени не доведут их до ума, мы будем требовать, чтобы решение о повышении стоимости было вновь пересмотрено", - уверяет Забавин.

Будет ли реально будет добиться пересмотра, если за повышение стоимости проголосовали все кроме двух члены исполкома, пока непонятно.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme