Ода бездорожью: Как жители села на Донетчине судятся против строительства трассы к морю

Приазовские поселки отрезаны от Мариуполя из-за сдвига почвы, а построить новую дорогу мешает судебная тяжба

Ода бездорожью: Как жители села на Донет…

В то время, как в Донецкой области более 100 тыс. квадратных метров дорог после зимы растаяли со снегом, жители села Буряковая Балка в Мангушском районе судятся с райадминистрацией из-за намерения построить объездную дорогу. История нетривиальная, учитывая ситуацию с дорогами по всей стране, а не только на Донбассе. Судиться, митинговать ради того, чтобы дороги наконец-то строили и делали это качественно, - понятные действия. Но выступать против дороги вообще - это фантастика.

История началась семь лет назад. Участок трассы "Мариуполь-Урзуф" около села Мелекино начал разрушаться из-за оползня. В прошлом году разрушения стали необратимыми, асфальт провалился, потрескался и подвергал водителей опасности. Около 400 метров дороги признали аварийными, летом на этом участке запретили проезд транспорта.

Замысел построить новую дорогу в объезд аварийной в Мангушской райадминстрации возник еще в 2013 году, тогда же и начали разрабатывать проект. "Проектировщики разработали несколько маршрутов. Мы выбрали наиболее приемлемый. Длина дороги составит чуть более трех километров, пройдет по территории села Буряковая Балка. Но согласно проекту дорога будет рядом с двумя домами местных жителей", - рассказал начальник отдела градостроительства и архитектуры по вопросам ЖКХ Мангушского района Геннадий Цапий.

Сейчас аварийная дорога якобы закрыта для проезда, но некоторых отчаянных автомобилистов предупредительные знаки не пугают. А рейсовые автобусы теперь не заезжают в Мелекино. Это село расположено на берегу Азовского моря как раз возле аварийной трассы.

До ближайшей остановки местным жителям надо идти три километра пешком в гору. В селе много пенсионеров, и преодолевать такое расстояние, чтобы приехать в Мариуполь или соседнее село, для некоторых - нереальная задача.

"У нас село всегда было курортным. А теперь из-за отсутствия транспорта и разрушенной трассы не только местным ездить трудно, но и отдыхающие не хотят сюда заезжать. А летом туристы - это основной доход сельского бюджета. Поэтому мы не только без дороги, но и без денег на восстановление разрушенных домов остаемся", - рассказывает жительница Мелекино Татьяна.

Оползни повлияли не только на трассу, но и на дома жителей курортного поселка. Наихудшая ситуация - на улицах Гагарина и братьев Щербаней. Здесь стены буквально идут трещинами.

Местная жительница Светлана показывает дом, где жила с больной матерью. После смерти последней оставаться в доме побоялась, уехала оттуда пять лет назад. Ремонтировать его за свой счет - нет средств, и смысла в этом не видит.

Окна и двери покосились и теперь не закрываются. С потрескавшихся стен начали выпадать кирпичи. Асфальт, который когда-то был во дворе, пошел буграми. Заходить внутрь Светлана опасается, чтобы крыша не упала. Журналисту дом показывает снаружи.

"Разрушенный дом стоит. Компенсаций нет. Только сельсовет выдавал немного денег на стройматериалы, немножко цементом подмазать. Но все стены в трещинах, окна и двери сместились. Дом реально "поплыл". Конечно, на реконструкцию этих денег не хватает. Некоторые жители постоянно за свой счет что-то ремонтируют. Так и живем", - говорит Светлана.

Не едут из Мариуполя автобусы и дальше Мелекино - к поселкам Азовское, Белосарайская коса, Ялта. Добраться к этим населенным пунктам можно в объезд через Мангуш. Но так приходится преодолевать на 30 километров больше.

Около 14 часов каждый день, кроме выходных, жительница Азовского Людмила забирает двух своих внуков из школы, что в селе Портовское. Иногда ведет с собой и одноклассников внуков. Более десятка километров пенсионерке с детьми приходится преодолевать пешком. Температура воздуха едва перекатывается в "плюс", дети с рюкзаками идут под ветром мимо ямы аварийного участка трассы.

"Мне каждый день приходится привозить внуков в школу. В нашем Азовском школы нет. Учатся они в Портовском. Между ними 11 километров. Ездить через Мангуш каждый день для нас дорого – билет стоит около 50 гривен. Поэтому приходится ходить через аварийную трассу пешком. Хорошо, когда кто-то на частной машине тут едет, несмотря на запрет, и подвозит", - рассказывает Людмила.

С началом войны вопрос строительства объездной дороги был отложен. Но в 2016 году государство согласилось выделить около 80 млн грн на ее строительство уже через вышеупомянутый поселок Буряковая Балка.

Буряковая Балка - село небольшое, расположено на холме возле Мелекино. До Мариуполя отсюда чуть более 20 километров. Дойти до остановки рейсового автобуса можно за несколько минут. Здесь проживает 180 жителей. В школу местные дети добираются до Мелекино.

За продуктами в магазин - тоже. Большинство домов - простые и не богатые, кроме нескольких, владельцы которых и выступили против строительства дороги. Семеро жителей во главе с юристом Василием Личманом, возле дома которого должна проходить дорога, подали иск в суд против ее строительства.

По словам Личмана, он не против решения проблемы аварийной трассы, но не хочет, чтобы объездная дорога проходила мимо его дома.

"Проектировщики разрабатывали несколько вариантов объезда разрушенной дороги. Почему же выбрали именно этот? Зачем мне нужно, чтобы у меня под окнами гоняли машины? Мне этот шум не нужен", - отмечал Личман.

В ноябре 2017 года Мангушский районный суд вынес решение в пользу строительства. Личман во время судебного заседания, где представлял интересы односельчан, тоже говорил, что не хочет слышать шум транспорта.

Несмотря на положительное решение суда, до конца 2017 года работы по строительству не успели начать, и деньги вернулись в госбюджет. Тогда строить дорогу должно было ООО "Альтком".

Личман подал апелляцию. Заседание Донецкого апелляционного административного суда состоялось 2 апреля в Краматорске. Суд оставил решение райсуда в силе. Кроме того, один из семи истцов свой иск отозвал.

"Когда мы получим документы из суда, мы сможем снова начать процесс по оформлению документации, выделение средств и строительство дороги. Она будет проходить через поля и возле домов. Но не все жители, которые подали иски, реально там проживают. Некоторые просто прописаны на территории сельсовета. Сколько будет стоить дорога, сейчас не знаю. В прошлом году фирма, которая выиграла тендер на строительство, должна была получить из госбюджета 75 млн грн", - рассказал председатель Мелекинского сельского совета Владимир Попович.

На территории Мелекинского сельсовета проживает около трех тысяч человек. Но пользуются этой трассой не только они, но и отдыхающие, которые в курортный сезон приезжают в пансионаты Мангушского района.

Недовольные жители Буряковой Балки имеют право подать кассацию в тридцатидневный срок. И если они это сделают, строительство объездной дороги может снова отложиться.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme