Хроники упадка из оккупации: Как в "ЛНР" умирает электротранспорт

Вместо удобных трамваев и троллейбусов жители "ЛНР" ездят в "скотовозках", потому что в "русском мире" люди обязаны страдать каждую секунду

Дмитрий Петрак

На подконтрольной части Донбасса украинская местная власть постепенно восстанавливает и развивает городской электротранспорт. Например, Северодонецк, Рубежное и Лисичанск планируют соединить междугородним троллейбусным маршрутом, для чего приобретут современный подвижной состав. В Мариуполе уже курсируют 15 электробусов, в Краматорске — по меньшей мере десять.

На оккупированной части Донбасса - все наоборот. Оккупанты в "ЛНР" совершенно уничтожили трамвайное движение в Луганске, два троллейбуса там дышат на ладан, навсегда лишился во время войны троллейбусов и город Антрацит.

 

Что было с муниципальным транспортом в Луганске во времена Украины

Тогдашний мэр Луганска Сергей Кравченко говорил, что новый электротранспорт город закупает почти каждый год, а также обновляет автобусный парк. Причем это делалось не только за счет городского бюджета.

Например, в рамках проектов с привлечением средств под государственные гарантии, предусмотренных Государственной программой активизации развития экономики на 2013-2014 годы, Луганск намерен закупить 150 автобусов и 30 троллейбусов. Они появились бы в городе, если бы россияне его не оккупировали.

В 2011 году на маршруты Луганска вышел 31 новый автобус, среди других на линиях работают капитально отремонтированные три троллейбуса и два трамвая

Еще раньше, в 2010 году, Луганский городской совет закупил десять новых троллейбусов. "Практически каждый год мы покупаем новые троллейбусы, не исключение и этот год - уже закуплено десять единиц. Сегодня введена в действие новая троллейбусная линия, которая, по моему мнению, улучшит качество перевозки пассажиров в городе", — говорил тогда Кравченко.

С 2014 года нового транспорта Луганск не закупал, "братская" Россия надолго избавила луганчан от комфорта. К тому же в городе возникло кладбище автобусов и трамваев. Там ржавеют более 30 автобусов "Богдан", которые были закуплены городскими властями Луганска в 2011 году.

Как уничтожали трамвайное движение в Луганске

 

В Луганске трамвай исправно курсировал с 1934 года и был любимым видом транспорта жителей города, удобным и экологически чистым. Даже Вторая мировая не стала препятствием для луганских трамваев и не уничтожила их. Но в 2014 году, когда русские пришли "освобождать" Луганск от бандеровцев, и трамваи в городе остановились.

 

В 2015 году были попытки оккупационной "власти" возобновить движение трамваев, однако значительная часть контактной сети в то время оказалась поврежденной или разворованной, Россия не дала денег для того, чтобы оживить сеть. Позже "власть" уже и не скрывала: трамвайное сообщение в городе никто восстанавливать не будет. Более того, в 2018 году было разобрано разворотное кольцо в районе автовокзала. А в октябре 2020 года демонтировали трамвайные рельсы на улице Артема.

 

Возмущены уничтожением трамвая даже "ни к чему не причастные" российские депутаты. "Недавно большой резонанс вызвал факт пуска луганского трамвая на металлолом. В интернете отмечают невероятную радость по этому поводу в украинских соцсетях и удивление у луганчан. Ведь трамвай — это символ города, его история. Даже в блокадном Ленинграде ходил трамвай, и это было знаком того, что город живет. Возможно, в Луганске трамвай находится в упадке. Но почему никто не понял, какое политическое значение имеет трамвай для фронтового Луганска? И для того, что называется "русский мир" там, где его пытаются уничтожить?" — говорила депутат Госдумы РФ Елена Панина.

 

По состоянию на 2021 год на балансе КП "Луганскэлектротранс" числятся 37 трамваев, судьба которых печальна: вскоре они отправятся на металлолом. Досадная и ситуация с троллейбусами в Луганске: на ходу осталось всего семь "рогатых", которые смиренно доживают свой недолгий век и обслуживают два маршрута - №52 и 54. Самый новый из них был приобретен еще в 2010 году.

 

Все лакомые маршруты, которые ранее обслуживали трамваи и троллейбусы, в Луганске были отданы на откуп маршруточникам. На городские маршруты в Луганске сегодня выходят в основном тесные и раздолбанные "газели", пригнанные из России. Стоимость проезда в маршрутках составляет 12 российских рублей, 10 — в троллейбусах.

 

В Алчевске городские маршруты, в основном, обслуживают бывалые загазованные и душные ПАЗы, а в Сорокино и Антраците нередко можно встретить даже допотопные советские ЛАЗы и венгерские "Икарусы". Стоит ли говорить, что почти все эти представители автопрома уже давно просятся на свалку, но все равно выходят на маршруты, подвергая людей опасности: на покупку новых автобусов у оккупантов денег нет и не будет.

 

"Рогатым" осталось недолго: троллейбусы в "ЛНР" доживают последние дни

Оккупационный мэр Луганска Манолис Пилавов, который во времена вышеупомянутого мэра Сергея Кравченко был его первым заместителем, заявил во время годового отчета, что "Луганскэлектротранс" имеет многомиллионные долги по зарплате, на оплату налогов, электроэнергии и коммунальных услуг.

Пилавов говорит, что в "ЛНР" не компенсируется льготный проезд, нет также компенсационных выплат на регулирование цен на его услуги. Поэтому большинство пассажиров отказалось от пользования троллейбусами. "С учетом возросших цен на ГСМ и запасные части предприятие и в ближайшее время будет не в состоянии в полном объеме выполнять свои финансовые и социальные обязательства", — уточнил Пилавов. Это значит, что скоро в Луганске даже тех двух троллейбусов не будет.

Ситуация с электротранспортом в других городах "ЛНР" такая же печальная.

 

В оккупированном Антраците в 2018 году троллейбусное движение было закрыто: до этого пассажиров обслуживал только один старенький ЛАЗ, но и тот поломался.

 

В Алчевске состояние дел с троллейбусами тоже крайне плохое. Здесь "рогатые" появились в 1954 году, опередив областной центр на 18 лет (Луганск запустил троллейбусы только в 1972 году, — ред.). Сегодня в Алчевске на ходу осталось семь стареньких троллейбусов и три маршрута.

 

В депо КП "Алчевскпастранс" гниют около двух десятков ржавых остовов мертвых троллейбусов: все ценное из них стащили мародеры — сами же сотрудники депо, а стекла разбили хулиганы-подростки. Денег на приобретение новых троллейбусов у города нет, а "братская Россия" не спешит помогать "республике". "Вот в Москве от троллейбусов отказались. Прислали бы нам хоть с десяток. Но нет. То ли жадные, то ли не хотят просто возиться с нами. Как танки сюда отправлять, так запросто, а как что-то полезное, то не дождешься", — комментирует ситуацию один из жителей города Алчевск.

 

В оккупированном боевиками "ЛНР" Сорокино (ранее город назывался Краснодон) ситуация с электротранспортом несколько лучше, однако тенденция его уничтожения сохраняется.

 

Здесь троллейбусы появились позже, чем в других городах Луганщины, в 1987 году. Пожалуй, дольше всего здесь они и просуществуют. Удивительно, но в самом разгаре активных боевых действий, в 2015 году, Сорокино получило два современных низкопольных троллейбуса, оснащенных кондиционерами. Как оказалось, они были куплены компанией олигарха Рината Ахметова "Метиневест" еще до начала боевых действий, но были доставлены в город целыми и невредимыми. На сегодня в Сорокино на ходу самое большое в "ЛНР" количество троллейбусов: целых 11 штук. Сохранился и междугородний маршрут, соединяющий Сорокино и соседний город Молодогвардейск. Однако перспективы развития электротранспорта и здесь призрачны: скорее всего, эти троллейбусы будут ездить, пока не исчерпают свой ресурс.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Луганск