Хроники упадка городов в "ЛНР": Как умирает бывший Краснодон

Краснодон (после декоммунизации — Сорокино) — шахтерский райцентр на оккупированной Луганщине. И город, и вся Краснодонская агломерация были относительно состоятельными только в те времена, когда уголь был востребован

Дмитрий Петрак

Во времена СССР Сорокино был известен как родина участников советской организации "Молодая гвардия". Поэтому этот край был популярным и получал повышенное финансирование. В "девяностые" и "нулевые" краснодонцам было очень тяжело — шахты закрывались, зарплаты выплачивали мешками с мукой. Часть шахтерских городов начала умирать уже тогда. До сих пор в соседнем Суходольске стоят страшные и заброшенные 9-этажки.

В 2000-е аж до 2014-2017 годов шахтеры хорошо зарабатывали и, как сейчас они вспоминают, жили во времена Украина, как у Бога за пазухой. Но с началом оккупации все изменилось. В Краснодоне будто остановилось время. Городом и до того не очень умело руководили "крепкие хозяйственники" из пророссийской "Партии регионов", но когда Краснодон попал в ловушку российских оккупантов, дела в городе стали совсем грустными.

Шахты и "контрабас": Как в Краснодоне пытаются заработать на жизнь

Краснодон расположен под боком у России — до границы отсюда не более чем десять километров. Самый известный пограничный пункт пропуска здесь — Изварино на трассе М-04, также через Краснодонский район издавна проходили контрабандистские пути. Когда нынешний руководитель СНБО Алексей Данилов был руководителем Луганской ОГА, то даже вводил программу "Контрабанда-стоп". Собирал силовиков, чтобы достучаться и прекратить этот беспредел, летал на вертолетах вместе с пограничниками, чтобы увидеть контрабандистские пути с воздуха. Но контрабанда жила своей жизнью.

Все контрабандные пути российские оккупанты весной и летом 2014 года использовали, чтобы перебрасывать на территорию Украины наемников, танки, БТР и другую военную технику. В июне 2014 года украинское командование пыталось перекрыть эти каналы поставок, но сделать это не удалось, эти трагические события известны как бои под Изварино.

С 2015 года, когда Россия окончательно установила контроль над этой частью Луганщины, Краснодон стал глубоким тылом "ЛНР", и боев с тех пор здесь не было.

 

Фото: sovkollekcioner.livejournal.com

 

Близость к границе с Россией сделала Краснодон своего рода "витриной "ЛНР": это первый город Луганщины на трассе М-04 для приезжих из России. Краснодон будто постарел на несколько десятилетий за эти семь лет оккупации.

Одним из "китов" на которых до сих пор еле держится город, являются шахты и добыча угля. Еще работает объединение "Краснодонуголь", которое в марте 2017 года было собственностью украинского олигарха Рината Ахметова. Затем предприятие "отжала" оккупационная администрация "ЛНР" и превратила в "филиал №2 ЗАО "Внешторгсервис" Сергея Курченко. Впрочем, эта форма управления шахтами оказалась провальной, и в 2020 году все горнодобывающие предприятия были переданы в управление так называемого "концерна "ЛНР" РТК "Востокуголь". Но и "новые" владельцы проблемы горняков не решили: задержки зарплат, низкий уровень материально-технического обеспечения и техники безопасности, а также тотальная безысходность -сегодняшняя действительность краснодонских шахтеров. При этом во времена Украина они жили, по их же словам, "как у Бога за пазухой", получая и высокие зарплаты, и регрессные.

Всего в Краснодоне, точнее, во всей агломерации с городами-спутниками Молодогвардейском и Суходольском, расположены шесть шахт: "Самсоновская-Западная", "Молодогвардейская", "Баракова", и "Суходольская-Восточная", ЦОФ "Дуванское", ГОФ "Самсоновская". Еще 12 шахт в Краснодоне были закрыты во времена правления пророссийской "Партии регионов".

Пока что на самой большой краснодонской шахте им. Баракова отчитываются о запуске новых лав, однако среди горняков упорно ходят грустные слухи о возможном закрытии предприятия и переходе на режим "мокрой консервации". "Пока работаем, но кто знает, что завтра будет? Долги по зарплате у некоторых еще с апреля 2020-го. Чем кормить семьи? В последнее время начальство было больше озабочено выборами на России, чем выплатой долгов. Продукцию добываем, и ее куда-то вывозят. Но начальство на вопрос "где же деньги" делает удивленное лицо, а особенно ярым борцам за правду прямым текстом советует "искать новую работу", — жалуется один из сотрудников предприятия.

Средняя зарплата на шахтах Краснодона составляет около 20 тысяч российских рублей (7 700 грн) — это более чем в два раза меньше, чем во времена Украина в 2014 году. Но для местных и эта сумма вполне приемлемая, однако задержки зарплат вызывают большой отток рабочей силы из региона.

Кроме шахт в Краснодоне ранее работали заводы "Автоагрегат", "Юность", ремонтно-механический, железо-бетонных изделий, молокозавод и другие. На сегодняшний день все эти предприятия закрыты и практически уничтожены. К этому руку приложили не только оккупанты, но и уже упоминавшиеся "крепкие хозяйственники" из "Партии регионов".

Фото: sovkollekcioner.livejournal.com

Относительно уже упоминавшейся контарбанды, то в Краснодонском районе до сих пор обнаруживают нелегальные перевалочные базы с "контрабасом" — так ее называют местные жители. В основном, здесь промышляют нелегальной переправкой на Россию дешевых контрафактных сигарет типа Bond и Marlboro, произведенных в Луганске. Из России в Краснодон принято возить бензин и другие нефтепродукты. Ближе к границе с РФ нередко находят нелегальные самодельные нефтепроводы, которое пролегают по дну реки Северский Донец.

"Контрабас" в Краснодоне — один из способов выживания и может приносить как эпизодическую небольшую прибыль, так и солидный постоянный доход. Для успешной реализации второго сценария необходима стабильная "крыша" в лице силовиков "ЛНР" из "полиции" и "МГБ", иначе есть большой риск быть разоблаченным и отправиться в тюрьму. Местная "полиция" также регулярно кормится на контрабанде, лишь изредка пафосно рапортуя о задержании "мелкой рыбешки" из числа тех, кто не поделился.

ЖКХ в Краснодоне: Нищенское троллейбусное депо, отсутствие воды и подтопления

Что касается сферы жилищно-коммунального хозяйства, то Краснодон не является исключением и сталкивается с типичными для шахтерских городов ОРЛО проблемами: перебои с питьевой водой, подаваемой по графику, и подтопления окрестностей частного сектора шахтными водами.

Дороги в центре Краснодона вполне сносные: здесь местная "власть" делает периодический ремонт, поскольку трафик из-за соседства с Россией в городе стабильно напряженный.

 

Фото: sovkollekcioner.livejournal.com

В Краснодоне, в отличие от других городов, до сих пор стабильно курсируют троллейбусы, включая и междугородный маршрут в соседний Молодогвардейск. На сегодняшний день троллейбусный парк насчитывает 11 старых потрепанных троллейбусов. Но сотрудники Краснодонского троллейбусного депо от жизни не в восторге. В сентябре они записали видео, где пожаловались на мизерные заработки и задержки зарплаты. Водители троллейбусов и кондукторы говорят, что зарплату давно не видели, им дают 4 тысячи рублей в месяц (1467 грн) частями. В общем зарплаты почти не выплачивают уже уже 7 месяцев.

"Крыша в цехах течет, цеха в ужасном состоянии, никто не хочет помогать, поэтому идут от нас специалисты", — рассказал один из водителей.

Относительно ЖКХ, если в самом Краснодоне ситуация еще относительно сносная, то в соседних городах дела обстоят из рук вон плохо. В Суходольске из-за подмывания фундаментов грунтовыми и шахтными водами нередки случаи, когда жилые дома проваливаются прямо под землю. На создание дренажных систем у местной "власти" нет ни денег, ни желания.

Еще одна местная городская печально известная "достопримечательность" Суходольска — район девятиэтажек с заброшенными верхними этажами. Это также привет от "Партии регионов".

О работающих лифтах в Суходольске и Молодогвардейске не слышали еще с 1990-х годов. Из-за проблем с водоснабжением и отоплением многие жители Суходольска были вынуждены покинуть свое жилье. Местные жители с грустью называют родной городок не иначе, как Припять: Суходольск неизбежно находится на грани вымирания. Соседний Молодогвардейск — не менее депрессивный населенный пункт, пустых квартир здесь также много. Люди просто бросают квартиры, потому что продать жилье даже за бесценок (по $ 3-4 тыс.) невозможно.

То же происходит и с административными зданиями. В Краснодоне еще с 1990-х стоит пустым кинотеатр "Юбилейный", также опустел огромный дом культуры "Молодой гвардии" — там до сих пор проходят концерты по случаю "памятных дат", но большая часть здания не используется.

Фото: sovkollekcioner.livejournal.com

 

Еще одна проблема в Краснодоне и соседних городах — вывоз мусора. Таким замусоренным Краснодонский район не был даже в "девяностые", сейчас вывозить мусор из жилых районов некому — коммунальщики разбежались, нет и техники. В горах мусора роются крысы и собаки, воняет так, что жители первых этажей не открывают окна.

 

Кто остается жить в депрессивном Краснодоне и соседних городах

 

В Краснодоне неплохо живут работники оккупационной администрации, силовики "ЛНР", владельцы торговых точек и контрабандисты. Шахтеры по возможности выезжают на заработки, молодежь или спивается дешевым алкоголем, или пытается переехать на Россию, поступая в соседние ростовские вузы. Остаются только пенсионеры: это общий тренд для всей "ЛНР" — стать "республикой "пенсионеров". Именно для них здесь организуют мероприятия по случаю памяти давно прошедшей Второй мировой войны, а школьников сгоняют, чтобы была массовка.

 

Сейчас здесь, как никогда, ощущаются поздние советские времена и 1990-е: дефицит лекарств, долги по зарплатам, советские памятники, монументы и мемориалы на каждом шагу. Большинство из них, конечно, посвящены молодогвардейцам. До сих пор работает и музей "Молодой гвардии".

 

В Краснодоне в самом центре есть даже улица ОСО "Особое совещание" при ОГПУ, НКВД и МГБ — сталинская расстрельная тройка. ОСО выносило приговоры о заключении, ссылке или казни без суда и следствия. Впрочем, большинство местных жителей уже и не подозревают, что именно значит и странная аббревиатура.

 

Пока работают шахты и более-менее стабильно платят, Краснодон как-то будет жить. Но как только уголь закончится или станет невыгодным для продажи, шахты закроют, и здесь будет то же, что и в Суходольске — город опустеет.

Читайте также: Хроники упадка из оккупации: Как в "ЛНР" умирает электротранспорт

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Луганск