Итоги недели в "ДНР": Шумиха вокруг плана Сайдика и обстрел во время похорон

Подводим итоги уходящей недели в сепаратистском квазигосударственном образовании т. н. "ДНР" 

План Сайдика. Реакции боевиков и их кураторов из РФ, и отказ от дальнейших комментариев

На прошлой неделе австрийским изданием "Kleine Zeitung" было опубликовано интервью спецпредставителя ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартина Сайдика, где дипломат говорил о неком новом плане, призванном заместить собой Минские соглашения.

Значительным недостатком Минска Сайдик назвал тот факт, что Минские соглашения так никогда и не были ратифицированы "ни российским, ни украинским парламентами" и заявил, что необходимо добиваться чтобы новый рамочный договор был ратифицирован парламентами двух государств. Однако Минск-2 не может в принципе претендовать на то, чтобы быть ратифицированным, ведь стороны конфликта в нем названы некорректно: в качестве второй стороны фигурируют "формирования отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины", а не РФ. Тем любопытнее выглядит оговорка Сайдика о ратификации соглашений со стороны России, правда, спецпредставитель поспешил исправиться и добавить, что "представители отдельных районов должны участвовать в диалоге", что сводит разницу между Минском-2 и предполагаемым новым планом на нет. При таком обозначении сторон конфликта не имеет значения ни ввод миротворцев ООН, ни их параллельная деятельность с ОБСЕ под общим командованием. Сайдик также предположил, что будет создано Европейское агентство по реконструкции, аналогичное балканскому. Но отверг в качестве модели другой балканский опыт, активно продвигаемый в Украине – реинтеграцию хорватского Подунавья.

Кроме того, предложенный Сайдиком подход предполагает, что центральным элементом урегулирования будут местные выборы. Но каким именно образом можно проводить местные выборы до тех пор, пока нет реально работающих механизмов прекращения огня – спецпредставитель ОБСЕ не уточняет. Слова о прекращении огня фигурируют в интервью лишь единожды – и то, в предисловии издания.

Впоследствии концепция Сайдика была пересмотрена им же самим во время встречи в ТКГ: Минск снова был назван "безальтернативной базой для урегулирования", а свой план, изложенный в интервью, спецпредставитель комментировать отказался.

Алексей Чеснаков, постоянно озвучивающий публично позиции Суркова, назвал план Сайдика "пустышкой" и заявил, что это скорее предложение ради самого предложения, чем реально существующая возможность приблизиться к урегулированию. У Суркова настаивали на безальтернативности Минска, что было проговорено и представителями псевдореспублик.

Интервью Волкера. Имплементация Минска и перспективы Нормандского формата

30.01.2019 Курт Волкер дал эксклюзивное интервью украинскому телеканалу "Прямой", в котором высказал свое отношение к плану Сайдика и перспективам урегулирования как таковым. По мнению Волкера, план Сайдика должен рассматриваться лишь как платформа для имплементации Минских соглашений, речь не идет об их замене. Спецпредставитель Госдепа США также отметил, что для того, чтобы предложение Сайдика могло воплотиться в жизнь, необходимо согласие РФ на развертывание миротворческого контингента, прекращение насилия и вывод своих же собственных войск, после чего возможно начало миротворческой операции ООН.

Тем не менее, очевидно, что РФ не пойдет на это в обозримом будущем, а согласие РФ на миротворческое присутствие на Донбассе должно заставить сильно насторожиться. РФ может дать согласие на тот план, который уже ранее озвучивался российской стороной в рамках формата Сурков-Волкер: поэтапное продвижение миротворцев к украино-российской границе в обмен на выполнение политической части Минских соглашений, что категорически неприемлемо для Украины. Или согласиться на такие условия работы переходной администрации, которые будут предполагать фактическое встраивание квазигосударственных образований обратно в Украину, без адекватной модели правосудия для оккупированных территорий. При нынешней расстановке сил миротворцы ООН не смогут хоть сколь-нибудь существенно изменить картину конфликта.

Свою роль и роль США Курт Волкер в первую очередь видит в разъяснении происходящего в ОРДЛО: он отдельно подчеркнул, что на Донбассе нет этнического конфликта, "это не про коренные народы, и не гражданская война. Это РФ создает конфликт, имея 100% контроль над вооруженными силами и их командованием". По мнению переговорщика, за время его работы, ответственность РФ стала куда очевиднее, чем была раньше.

Дипломат акцентировал внимание на изменениях в украинской армии: по его мнению, на момент начала конфликта Украина могла противостоять только так называемым "республикам", а не регулярным вооруженным силам РФ, что и привело к подписанию Минска. Однако очень трудно согласовать это утверждение Волкера с мыслью, высказанной им же в рамках того же интервью: если это не гражданская война, то о каких "республиках" в принципе может идти речь? Изначально существовали только подконтрольные РФ формирования и организации, выполнявшие ее волю, при непосредственном участии российских военных специалистов и инструкторов. Налицо попытка укрепления мифа о "безальтернативном Минске", без которого снова начнется эскалация. Но ранее Волкер сам сказал о том, что с помощью Минска огонь прекратить не удавалось.

Также Курт Волкер заявил, что запланирована встреча в рамках Нормандского формата в Париже, хотя последний разговор в таком формате был непродуктивен.


Высказывания Чеснакова на российском телевидении о Минских соглашениях

Алексей Чеснаков повторил свою мысль о Минских соглашениях, высказанную ранее в комментарии к плану Сайдика, во время пропагандистской передачи "60 минут" от 30.01.2019. По словам директора Центра политической конъюнктуры, гарантией безопасности станет только "представление у Донбасса того, что он будет иметь свои полностью реализуемые на Украине политические права. Если Украина такие права Донбассу предоставлять не будет - он никогда не будет частью Украины. Никакого украинского флага над Донбассом без выполнения Украиной соглашений не будет". Т.е. у Суркова продолжают настаивать на реализации политической части Минских соглашений в обмен на безопасность, хотя совершенно очевидна абсурдность подобного предложения: никаких волеизъявлений под огнем не может быть в принципе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ

Обстрел ритуального автобуса и кладбища в Чермалыке

02.02.2019 украинская сторона СЦКК сообщила об обстреле ритуального автобуса в Чермалыке. Во время похорон, проходивших днем в населенном пункте, боевики, подконтрольные РФ, открыли огонь по автобусу с покойником. Было зафиксировано несколько сквозных пулевых пробоин на правой стороне автобуса. Как утверждают в СЦКК, пули только чудом не задели пассажиров.

По прибытию на кладбище гроб с покойным и троих гражданских оставили на месте, чтобы предать тело земле. Водителю автобуса удалось вывести машину из-под обстрела и вернуться в безопасное место. Уже после этого российские наемники продолжили обстреливать кладбище.

Украинская сторона СЦКК осудила действия оккупационной администрации и формирований РФ. Боевики продолжают нарушать все существующие нормы международного гуманитарного права.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Деградация промышленности в ОРДЛО. Продолжение

После случая обрушения кровли на Алчевском металлургическом комбинате, о котором мы писали ранее, подобные инциденты повторились на других промышленных объектах: 28.01.2019 на Горловском машиностроительном заводе обрушились стены ремонтно-механического цеха. Так называемый "глава администрации Горловки" Иван Приходько сообщил, что под завалами было обнаружено тело слесаря-ремонтника 1955 года рождения. Еще неделей ранее, 21.01.2019, обвалилась крыша Дебальцевского завода металлургического машиностроения в цехе металлоконструкций, под завалами погибла крановщица, и еще несколько рабочих получили травмы.

КОММЕНТАРИЙ:

Российская сторона не намерена соглашаться ни на какую другую основу для урегулирования помимо Минских соглашений, так как именно этот "документ" помогает ей дистанцироваться от своей собственной реальной роли в конфликте. А культ миротворцев ООН, которые должны принести мир на ныне оккупированные территории, полностью несостоятелен до тех пор, пока в рамочном документе для урегулирования не будет правильно определена роль РФ.

Очевидно, что Минские соглашения не справляются с ролью рамки конфликта, так как обстрелы ведутся постоянно, т. е. данные соглашения игнорируются боевиками, подконтрольными РФ, уже с первого пункта. Причем обстреливаются не военные, а гражданские объекты и непосредственно гражданские лица.

Оккупационная администрация ОРДЛО, как и управление ЗАО "Внешторгсервис", не справляются с возложенными на них функциями и умудряются губить людей даже вне боевых действий: деградация промышленности на оккупированных территориях достигла ужасающих масштабов. Предстоящая реинтеграция оккупированных территорий будет крайне дорогостоящим и трудоемким процессом из-за сегодняшней халатности боевиков.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Донецк