От роскоши до нищеты. Во что превратилась знаменитая “Донбасс опера”

Современная история академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко является показательным символом донецкой деградации. Бывший театральный блеск ему теперь оказывают исключительно во время ритуальных процессий главарей “ДНР”

Юрий Пригода

Донецкий театр оперы и балета в последние дни получил широкую огласку из-за известной погребальной процессии. Более того, он стал ассоциироваться исключительно с российским террористом Арсеном Павловым, более известным под прозвищем Моторола. Многочасовое лежание этого боевика в гробу в театральном холле омрачило все многолетнее творчество и признание самого известного солиста донецкого балета Вадима Писарева. Не говоря уже о других достижениях театрального коллектива под брендом “Донбасс опера”, которые уже, скорее всего, остались в прошлом.

Стоит отметить, что это культурное учреждение до сих пор называется исключительно как “Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко” - без присвоения статуса “республиканский”, как другим учреждениям науки и культуры ДНР”. Но это - лишь театральный фасад. За кулисами - полная руина.

Во время войны и гуманитарной катастрофы театр оказался в сложном положении: было полностью прекращено финансирование, артисты по несколько месяцев не получали зарплату, около 70% коллектива покинули театр, техника и декорации были разрушены. Однако театр не закрылся, а 4 октября 2014 года был открыт новый театральный сезон. В течение первых дней спектакли проходили совершенно бесплатно. Однако моральное перенапряжение сильно ударило по здоровью директора театра с двадцатилетним стажем Василия Рябенького - 8 октября он скончался в возрасте 55 лет от сердечного приступа. Между прочим, 6 ноября 2014 года президентским указом Петра Порошенко Василию Рябенькому было посмертно присуждена Шевченковская премия за постановку оперы “Летучий голландец”. Именно на этот донецкий вариант всемирно известной оперы Рихарда Вагнера почему-то любила приходить бывшая первая леди Людмила Янукович, которая обычно избегала публичности.

Но вернемся к жизни театра в российско-террористической оккупации. Директорское кресло в нем недолго оставалось пустым — уже через неделю в кабинете умершего Рябенького обосновался назначенный террористами “ДНР” новый босс Евгений Денисенко, который до того несколько лет возглавлял Донецкий областной краеведческий музей. В принципе, театральное искусство никогда не было чужим для известного музейщика Денисенко, ведь по образованию он является режиссером-постановщиком массовых мероприятий. Именно своей эпатажной постановкой некоторых массовых мероприятий оккупантов этот коллаборационист, похоже, и войдет в историю “Донбасс оперы”. Начиная с 27 октября 2014 года, когда на сцене Донецкой оперы дебютировал главарь боевиков Александр Захарченко, спев дуэтом с депутатом Госдумы Иосифом Кобзоном песню “Я люблю тебя жизнь”.

И заканчивая, конечно, превращением театра в “мавзолей” Моторолы, на “прощание” с которым были свезены специальными автобусами тысячи бюджетников со всего ОРДО.

Что же относительно визитки Донецкого театра оперы и балета, народного артиста Украины Вадима Писарева, то он сбежал еще летом 2014 года перебрался в только что освобожденный от террористов Краматорск, а потом уехал на Россию. Теперь Писарев иногда приезжает в Донецк, но исключительно как солист не донецкого, а Кремлевского балета. Хотя на самом деле не все так по-кремлевски радужно в жизни прославленного танцовщика. В 2015 году он был приглашен как педагог-репетитор в Бурятский государственный академический театр оперы и балета в Улан-Удэ. Таким образом Писарев на закате творчества народного артиста Украины превратился в такую себе русско-бурятскую посредственность.

Кстати, Писарев с 1994 года является учредителем и организатором международного фестиваля “Звезды мирового балета”, который всегда проходил на сцене Донецкой оперы. С 2015-го этот фестиваль проходит под присмотром боевиков “ДНР" и “старших братьев”. В этом году 14 - 15 октября Донецк также посетили “звезды мирового балета”. В главных ролях были донецкая балерина, которая сейчас работает в Москве, поэтому ее представляют солисткой русского балета, а также танцор из Казахстана. Анонсировался приезд на “фестиваль” актеров из Германии, но те, как пояснили в “молодой республике”, не смогли приехать в “ДНР” из-за страха попасть под санкции. А еще, чтобы фестиваль был явно “международным”, солиста и художественного руководителя родного уже Писареву Бурятского театра оперы и балета Морихиро Ивата СМИ “ДНР” записали как представителя Японии. Других, даже русских балерин и танцоров в Донецке замечено не было.

Жительница, что смогла себя порадовать походом в Донецкий театр оперы и балета на другие постановки, пишет гневные комментарии в социальных сетях и сожалеет о потраченных деньгах. Имела глупость посетить. Спектакль - просто халтура, слушать там некого! Граф Альмавива пищит на уровне дворника, партию свою не знает, просто отвратительно, это неуважение к зрителю выпускать такую никчемность на сцену... это просто издевательство за 280 руб”.

Из роскошного очага культуры “Донбасс опера” очень быстро превратился в нищее учреждение, которому театрального блеска придают только во время важных для пропаганды знаковых ритуальных процессий. Следовательно Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко стал настоящим и показательным символом деградации террористической “Донецкой народной республики” как таковой. Чьи вожаки попадают в этот театр обычно в гробу во время собственных пышных похорон.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Донбасс