Чому удмуртським сепаратистам Будапешт ближчий за Москву

Активісти етнонаціональних рухів у фіно-угорських регіонах Росії заявляють, що, вирвавши незалежність від Москви, доєднаються до союзу з Фінляндією, Естонією та Угорщиною

Чому удмуртським сепаратистам Будапешт б…

Первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко 1 ноября 2016 года провел встречу с политтехнологами, на которой обсуждались предстоящая президентская кампания и политическое будущее системы. Перед С. Кириенко был поставлен ряд задач, в том числе – выстроить отношения с регионами мягче, "не нагибая губернаторов". В Кремле, в частности, опасаются, что в условиях экономического кризиса поднимет голову сепаратизм. Источники портала РБК в прошлом году сообщали, что Кремль поставил задачу провести будущие выборы при высокой явке и с высоким результатом представляющего власть кандидата (предполагается, что им снова будет Владимир Путин). В связи этим перед выборами Кириенко проводит ряд встреч с экспертами, спрашивая их мнение о среднесрочной повестке, значимых темах, рисках и вызовах.

Опасения развития сепаратизма на России имеют реальную почву. Сигналом к возможному старту процессу сецессии в регионах является не только политическая ситуация, которая сегодня сложилась на РФ, но и экономические показатели развития российского государства.

В предыдущих материалах были рассмотрены общие особенности развития уральского сепаратизма в контексте анализа совокупности рисков активизации процесса сецессии как среди национальных меньшинств, проживающих в регионе, так и в среде русского населения Урала. В частности, отдельно были рассмотрены особенности марийского и чувашского сепаратизма.

В данном материале предметом исследования является удмуртский сепаратизм как составная часть потенциального процесса сецессии на территории Урала.

Общая информация

Российский блогер timgud, описывая национальный состав "народов Удмуртии", отметил, что в регионе проживают 62,2% русских, 28% удмуртов, 6,7% татар. Также 3,1% составляют представители других национальностей. К тому же следует отметить, что помимо марийцев, имеющих компактное расселение на берегу Камы в сёлах Ныргында, Чеганда и Быргында, термин "народы Удмуртии" вряд ли применим - это лишь суммарная статистическая цифра представителей нескольких десятков наций, или национальных диаспор, сложившихся в результате миграции в последние полтора-два десятилетия, как, например, азербайджанцы или армяне.

По данным uralistica.com, по переписи 1989 года удмуртов на России было 746 833 человек, а в 2010 г. уже только 552 299, то есть на 26% меньше. По своей численности они приблизились к показателю 1917 года в 535 200 человек. Геноцид удмуртского народа, вопрос о котором, по мнению националистов Удмуртии, должен быть неизбежно поставлен, произошёл во время правления в РФ Ельцина-Путина, и президентства в Удмуртской Республике А. Волкова.

22 октября 1937 года решением большевистских властей, к Удмуртской автономии были присоединены пять административных сельских районов русского Прикамья – Воткинский, Сарапульский, Киясовский, Каракулинский, Камбарский, и два города – Сарапул и Воткинск, с преимущественно русским населением. Сегодня доля удмуртов в населении Сарапула составляет 3,7%, Камбарского района – 3,9%, Каракулинского района 4,2%.

Столица Удмуртской Республики – город Ижевск. Основан он был в 1760 году. Удмуртского населения до Октябрьского переворота 1917 года в нём практически не было. Сегодня в нём русских проживает 70,6%, удмуртов – 14,8%. В городе Воткинск количество русских составляет 83,1%, удмуртов – 9,8%. В Сарапуле русские представлены 80,4% местного населения, удмурты – 3,7%.

Удмурты (самоназвание – удмурт, устаревшее название, вплоть до ХХ в. – вотяки) - коренное население, титульный этнос Республики Удмуртия. Живут также в Башкортостане, Татарстане, Марий Эл, Кировской, Пермской и Свердловской областях. Общая численность составляет около 750 тыс. человек. Относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Подразделяются на две основные этнические группы: северных и южных удмуртов. У северных удмуртов выделяется этнографическая группа бесермян, в бассейне р. Чепца сложилась группа ватка, в центральной и западной Удмуртии и в междуречье рек Кильмез и Вага – группа кальмез.

Удмуртия — республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В республике самая высокая в стране концентрация оборонных предприятий. Имеются богатые запасы нефти: за 2006 год было добыто 10,2 миллионов тонн, в 2008 г. выведен на проектную мощность нефтеперерабатывающий завод в г. Ижевск.

Основные отрасли промышленности — машиностроение, металлообработка, черная металлургия и деревообрабатывающая промышленность. Энергетика представлена комплексом тепловых электростанций в Ижевске, Сарапуле, Воткинске и Глазове. Металлургическое производство сосредоточено в Ижевске, литейное производство — в Ижевске и Воткинске. Выделяется производство легковых автомобилей и автофургонов, бумагоделательных машин, мотоциклов, подшипников (ныне закрыто), оборудования для нефтепромыслов, охотничьих и спортивных ружей, химического оборудования. Заготовки леса ведутся в северных и западных районах республики, древесина выпускается в виде пиломатериалов, производятся мебель и домостроительные конструкции. Значительное количество предприятий республики связано с ВПК РФ.

Сельскохозяйственные угодья занимают до 50% территории республики. В животноводстве преобладают крупный рогатый скот и свиньи, разводятся овцы, домашняя птица. Выращиваются рожь, пшеница, гречиха, ячмень, овёс, просо, горох, кукуруза, подсолнечник, лён, рапс, картофель, овощи, кормовые культуры.

По территории Удмуртии проходят несколько автомобильных дорог федерального значения. В Ижевске работает аэропорт. Ведущую роль в обеспечении межрегиональных связей Удмуртской Республики играет железнодорожный транспорт.

В Удмуртии функционирует целый ряд санаториев-профилакториев и оздоровительных комплексов. Есть горнолыжные центры "Чекерил" и "Нечкино".

Основным ресурсом недр республики является нефть, которую выкачивает в свою пользу Москвы. Разведанные промышленные запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн, при ежегодной добыче в 10 млн тонн. Всего учтены 114 месторождений нефти, 72 из которых находятся в разработке, а 32 подготовлены для промышленного освоения. Крупнейшие месторождения — Чутырско-Киенгопское, Мишкинское, Гремихинское, Ельниковское, Вятское, Карсовайское. Удмуртская Республика относится к Волго-Уральской нефтегазоносной провинции.

На территории Удмуртии выявлено и учтено 619 месторождений торфа общим запасом 204,7 млн тонн. В Удмуртии добывают бурые и каменные угли. Главные угленосные районы — Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский, угленосные пласты которых залегают на глубине 1000—1500 м. Крупнейшее месторождение — Голюшурминское. В недрах Удмуртии имеются также промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.

На начало 2009 года территориальным балансом запасов нерудных полезных ископаемых Удмуртской Республики учитывается 369 месторождений и 87 проявлений полезных ископаемых, в том числе 433 участка — строительных материалов.

Исторические особенности развития

В настоящее время известно несколько археологических культур, связываемых с пермянами (предками коми и удмуртов) — ананьинская, пьяноборская, поломская и чепецкая. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры происходит формирование собственно удмуртского этноса. Московия смогла колонизировать древнюю и более богатую цивилизацию северных удмуртов только к XVI веку, а южные удмурты продолжали находиться в составе Казанского ханства. После завоевания царем Иваном Грозным Казани в 1552 году произошла оккупация и южных удмуртов. С 1731 г. началось насильственное массовое обращение удмуртов в христианство. В 1774—1775 годах удмурты принимали участие в крестьянской войне под предводительством казака Емельяна Пугачёва.

Как государственное образование Удмуртия возникла после Октябрьского переворота. В 1918—1919 годах на территории современной Удмуртии шли бои красной и белогвардейских армий. С февраля 1917 г. по июнь 1918 г. инициатива в политическом процессе самоопределения удмуртов принадлежала национальной интеллигенции, идеологически близкой к эсерам. В январе 1918 г. в Казани преподавателем Учительской семинарии Н.А. Бобровниковым и удмуртским учителем И.В. Яковлевым была издана брошюра "Письмо удмуртам". Ее авторы пропагандировали оформившуюся в среде татарского национального движения идею создания областной федеративной республики. Они писали о необходимости предоставления удмуртам автономного областного самоуправления в форме Сарапульской губернии, в границах которой было бы объединено основное удмуртское население.

Анализ сохранившихся протоколов волостных собраний показывает, что большинство удмуртского крестьянства в тот период высказывалось за создание самостоятельного удмуртского штата или удмуртской губернии. Рост национального самосознания удмуртского народа, безусловно, усилившийся под влиянием деятельности удмуртских национальных обществ и организаций, привел к распространению идеи национального самоопределения не только среди удмуртской интеллигенции, но и среди крестьянства. В это же время К.П. Чайников (К. Герд) организовал в Малмыжском уезде культурно-просветительное общество, а затем и национальное общество "Удмурт". Оно начало сбор материала для выделения территории проживания удмуртов в административную единицу, созывало уездные съезды удмуртов, занималось просветительской и научной деятельностью. Усилиями удмуртских национальных обществ и организаций был подготовлен I Всероссийский съезд удмуртов, открывшийся 26 июня 1918 г. в Елабуге. Делегаты съезда отказались от идеи вхождения удмуртов в Татаро-Башкирскую республику и отдали свои голоса в пользу образования Прикамской губернии, которая бы объединила в своих границах большинство удмуртского населения. Удмуртские руководители, намечая планы создания национальной автономии, рассчитывали, что она объединит четыре уезда Вятской губернии (Глазовский, Елабужский, Малмыжский и Сарапульский) и части Бирского и Осинского уездов, где компактно проживали удмурты.

Примечательно, что идея создания административно-территориальной единицы в форме Прикамской губернии возникла еще во второй половине XIX в. В 1918-1919 гг. ее активно отстаивали руководители Сарапульского уезда. Однако, узнав, что новый проект связывается с самоопределением удмуртского народа, имперцы-московиты выступили против включения города и уезда в будущую автономию.

Шовинистическое отношение большинства присланных в край руководителей тормозили внедрение удмуртского языка и способствовали русификации колонии. Усугублялось это положение традиционным отношением русских к удмуртам как стоящим на более низкой ступени развития, которых надо "подтягивать" до уровня "русских" (на самом деле безкультурных подордынцев). Это отношение русских переносилось и на язык.

Серьезный удар по удмуртской интеллигенции нанесла политика репрессий Москвы. В середине 1930-х гг. началось разоблачение националистов. Подверглось критике творчество ряда удмуртских писателей (И. Михеева, М. Ильина и др.). Идеологом удмуртской национальной идеи был объявлен К. Герд. Его деятельность получила предвзятую, тенденциозную оценку, произвольно толковались и искажались его взгляды. В 1932-1933 гг. органы Главного политического управления Нижегородского края сфабриковали "Дело СОФИН". С мая 1932 г. по февраль 1933 г. по этому делу была арестована большая группа удмуртской интеллигенции во главе с К. Гердом и Т. Борисовым. Они были обвинены в создании "националистической контрреволюционной организации в целях отторжения Удмуртии и других автономий" (Марийской, Мордовской, Карельской, Коми-Зырянск.

31 мая 1978 года Верховный Совет Удмуртской АССР по лекалам Москвы принял новую Конституцию УАССР. 11 октября 1991 года Верховный Совет Удмуртской АССР принял закон, согласно которому Удмуртская АССР приобрела новое название — Удмуртская Республика. 7 декабря 1994 года была принята вторая Конституция Удмуртской Республики.

ИСТОЧНИКИ СЕПАРАТИЗМА

1. Финно-угорское направление

По информации Василия Иванова, в последние годы положение финно-угорских народов Российской Федерации, в частности принцип их расселения, рассматривается через призму дискриминации. Параллельно отмечается процесс ущемления титульных национальностей со стороны российского государства. Появление "финно-угорской карты" в целом становится результатом насильственной ассимиляции местного населения.

Развитие данной ситуации привело к появлению регионалистских и националистических движений, которые начали активно демонстрировать сепаратистские позиции. На фоне дискредитации российской властью любых проявлений национально-культурного и политического развития финно-угорских народов РФ начался процесс их консолидации, а также поиск поддержки со стороны иностранных государств.

Так, на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов в июне 2008 г. президент Эстонии Т. Ильвес заявил, что финно-угорский вопрос станет неотъемлемой частью диалога России и Евросоюза, и действия ЕС направлены на защиту прав этих народов. В этом выступлении он также сказал, что ЕС уже направил 1,5 млн евро на Россию для поддержания финно-угорских народов.

При этом российские пропагандистские СМИ с целью дискредитации финно-угорских движений России начали распространять дезинформации о том, что внимание Запада к финно-угорским регионам РФ якобы во многом обусловлено тем, что там сосредоточены мощности российского военно-промышленного комплекса и немалые запасы полезных ископаемых. Подобного рода заявления только ухудшают сложившуюся ситуацию и побуждают представителей данной этнической группы искать новые пути отстаивания своих базовых прав.

На территории Российской Федерации свои территориально-административные образования (национальные республики) имеют карелы (Республика Карелия), мордва (Республика Мордовия), мари (Республика Марий Эл), удмурты (Республика Удмуртия). Ханты и манси имеют собственный национальный округ (Ханты-Мансийский автономный) в составе Тюменской области, а вепсы – национальную волость в составе Республики Карелии. Остальные финно-угорские народы России своих национально-территориальных образований не имеют (коми-пермяки лишились собственного национального округа после того как Коми-Пермяцкий автономный округ по результатам референдума был объединён с Пермской областью в Пермский край). При этом территории компактного проживания финно-угорских народов разделены массивами компактного проживания русского и тюркских этносов, что стало результатом политики российских властей с целью недопущения интеграционных процессов в среде данных национальных групп.

По мнению провластных российских "экспертов", финно-угорский сепаратизм заключается в стремлении лидеров этнонациональных движений в финно-угорских республиках России добиться независимости данных субъектов федерации от российского государства.

Идеи достижения независимости от русских оккупантов сочетаются с идеей о родстве по крови финно-угорских народов России с народами Финляндии, Эстонии и Венгрии, с идеями о культурном и политическом единстве "финно-угорского мира". Лидеры и активисты этнонациональных движений в финно-угорских регионах России в выступлениях перед единомышленниками нередко заявляют, что, получив независимость от России, данные регионы вступят в политический союз с Финляндией, Эстонией и Венгрией. Их идея заключается в создании некой формы конфедерации, которая будет существовать в рамках Евросоюза. При этом лидеры этнонациональных движений финно-угорских народов игнорируют тот факт, что между этими народами отсутствует как единство территории, так и единство культур (например, вряд ли уместно говорить о культурном единстве урбанизированной эстонской нации и хантов, занимающихся оленеводством). Финно-угорский сепаратизм активно пользуется лозунгами антироссийского характера как результат на насильственную политику ассимиляции народов данной этнонациональной группы.

Дипломатические представители Венгрии, Финляндии и Эстонии каждый год совместно посещают один из регионов РФ, который является местом компактного проживания финно-угров. Одной из главных целей таких визитов объявляется ознакомление с условиями сохранения и развития языка и культуры финно-угорских народов. Власти некоторых финно-угорских республик придерживаются точки зрения, согласно которой республика (субъект Российской Федерации) имеет право поддерживать отношения с финно-угорскими государствами напрямую, фактически не считаясь с мнением центрального правительства. Так, на кануне посещения Республики Коми делегацией посольств Финляндии, Венгрии и Эстонии в мае 2013 г. министр национальной политики данного субъекта РФ Г. Габушева заявила: "Республика поддерживает дружеские отношения с Финляндией, Венгрией и Эстонией. И не может быть иначе, ведь эти финно-угорские страны являются родственными для нашей республики". Также у федеральных властей РФ вызывает беспокойствие и явные симпатии регионального министра к эстонскому государству.

Российские власти в своей официальной позиции считают, что подобное отношение к "старшим братьям" со стороны финно-угорских этнонациональных групп РФ является наследием эпохи "парада суверенитетов", когда сепаратистские настроения в среде этнополитических движений финно-угорских народов проявили себя наиболее ярко. Их старт начался после того, как в мае 1992 г. в столице Удмуртии Ижевске состоялся I Всероссийский съезд финно-угорских народов, в котором в качестве почётных гостей участвовали и эстонские политики. На съезде было заявлено, что он "является высшим национально-этническим органом финно-угорских народов Российской Федерации", звучали призывы к отделению финно-угорских республик от России для достижения полного суверенитета".

После прихода к власти президента РФ Владимира Путина силовые структуры начали активно противодействовать развитию финно-угорских этнонациональных групп, обвиняя их в разжигании сепаратизма. Вместо того, чтобы предложить альтернативные формы поддержки финно-угров, федеральный центр начал политику репрессий и насильственной ассимиляции. В итоге часть активистов была вынуждена выехать из РФ, часть прекратила свою деятельность. Это непосредственно касается и Удмуртии.

2. Удмуртские националистические организации

"Удмурт Кенеш"

По данным uralistica.com, в 1991 г. в РФ была образована организация "Удмурт Кенеш", которая поддерживала тесные отношения с региональными властями. "Удмурт кенеш" (удм. Удмуртский совет) — национально-культурное объединение, одна из наиболее длительно действующих удмуртских этнически ориентированных общественных организаций (с 1991 г.). Ассоциированными членами ассоциации "Удмурт кенеш" являются такие удмуртские национально-культурные объединения, как региональное общественное движение "Общество удмуртской культуры "Дэмен", Республиканский Совет женщин-удмурток, удмуртская молодёжная общественная организация "Шунды", а также национально-культурные объединения удмуртов, проживающих за пределами Удмуртии. Руководство ассоциации находится в городе Ижевске.

Как сообщает блогер enekrasova, решением исполкома организации удмуртских националистов "Удмурт Кенеш" от 22 октября 2013 года в Госсовет Удмуртской Республики внесён законопроект "О внесении поправок в проект закона Удмуртской Республики "О реализации полномочий в сфере образования", заключающихся в изучении Удмуртского языка в школах УР. При этом данное решение пытаются снова привязать к русофобии и раздуванию сепаратизма. В информационном пространстве Удмуртии специально распространяется информация, что сегодня в УР якобы практически не представлена точка зрения русского народа. Также критикуется позиция руководства республики, которое пытаются обвинить в антирусской и антиудмуртской сущности.

В последнее время федеральные власти используют агрессивную риторику русских националистических организаций для дискредитации активистов "Удмурт Кенеш". В частности, распространяется информация о том, что в республике систематически ведутся политические преследования русских политиков. Также было раскритиковано предложение "Удмурт Кенеш" о приравнивании на выборах одного голоса удмурта к голосам 10 голосам русских. Сами же заявления членов "Удмурт Кенеш" об отстаивании их избирательных прав называют расистским предложением.

Тогда же была организована дискредитационная информационная кампания против инициативы "Удмурт Кенеш", главным месседжом которой пытались изобразить коррупционную составляющую. В частности, утверждалось, что законопроект привел бы к распилу бюджета со стороны Марата Гельмана и парой десятков т.н. "профессиональных удмуртов". Их же обвиняли в разжигании русофобии и работе на экспертов из стран ближнего и дальнего зарубежья, которых по традиции российской пропаганды, обвинили в работе иностранные спецслужбы.

"Удмурт Кенеш" тесно сотрудничает с региональными властями и "Единой Россией", используется местными чиновниками для имитации контроля над регионалистскими движениями республики.

"Конгресс народов Удмуртии"

"Конгресс народов Удмуртии" – одна из ключевых организаций республики, отстаивающая права удмуртского народа на территории РФ, которая была образована в 2012-2013 гг. Коротко некоторые идеи "Конгресса" можно перечислить следующим образом: "…настала пора объединяться регионам и отстаивать свои подлинные национальные интересы своих республик; для Москвы мы сепаратисты, а для кого-то мы борцы за свободу; кто-то превозносит московский шовинизм, хотя Москва плевать хотела на русский народ, а мы принципиально выступаем за гражданский национализм, при котором будет оказана поддержка представителям всех культур по примеру Финляндии; Москва долго использовала русский народ как заложника своих имперских амбиции и впоследствии котором страдали тысячи невинных... это факт... не надо повторять ошибки прошлого...; президентом Удмуртии должен быть удмурт" и др.

Как сообщает общественно-политический деятель Василий Крюков из Ижевска, находящийся за границей (находится в федеральном розыске по статье 282 УК РФ), в 2013 году в Удмуртии появилась организация региональных сепаратистов. Речь идет об организации "Конгресс народов Удмуртии". В составе организации не было представлено ни одно движение русских националистов такие, как РОС, РОНС, и коалиция "Русский марш".

Фактически это сообщество ряда удмуртских националистов, которые не вошли в состав организации "Удмурт Кенеш" - подконтрольного региональной бюрократии и "Единой России", и нескольких активистов сепаратистского молодёжного татарского движения "Азатлык". Организация также сотрудничает с "Союзом Марийской Молодежи Удмуртской Республики", а ее лидер Анастасия Конокпаева была избрана депутатом в Каракулинском районе. Лидер организации – Татьяна Ишматова. Среди других известных представителей "Конгресса" также необходимо отметить Анатолия Ломаева, ("Товарищество собственников жилья "Берша-32"), Александра Тайгарова (Региональная общественная организация "Автомобилисты Удмуртии"), Андрея Орлова (удмуртское представительство "Дома российско-китайской дружбы") и др.

При этом представители молодежных националистических движений, не смотря на свою малочисленность, но обладающие большей активностью, организованностью и ресурсами, по сути сразу же заняли лидирующее положение в коалиции "Конгресс народов Удмуртии".

В декабре 2015 года в с. Юкаменское Юкаменского района Удмуртской Республики делегация региональной общественной организации "Конгресс народов Удмуртии", куда вошло руководство удмуртского отделения "Дома российско-китайской дружбы" и общественной организации "Автомобилистов Удмуртии", совместно с сотрудниками администрации Юкаменского района и представителями национально-культурных объединений района провели расширенное заседание, касающихся вопросов развития и определения возможностей дальнейшего взаимодействия и поддержки инициатив. Наиболее обсуждаемым стал вопрос по возможности предоставления Свободной экономической зоны для Удмуртской Республики, которая активно отстаивается "Конгрессом".

Председатель общества бесермян С.С. Антуганов на имя председателя "Ассамблеи Народов России" С.К. Смирновой, а также "Конгресса" были направлены письма с просьбой поддержать инициативу организации по предоставлению статуса СЭЗ для УР. Важно подчеркнуть, что руководители районных представительств "Общества русской культуры", "Удмурт Кенеша", татарского общественного центра, а также общества бесермян и руководства администрации района высказались абсолютно единогласно в поддержку принятия свободной экономической зоны.

Также на территории Удмуртской Республики регулярно проходят Конгрессы народов Удмуртии, в котором активное участие принимают республиканские власти, в том числе и экс-президент УР Александр Волков.

3. Татарские националисты

Упомянутый ранее "Конгресс народов Удмуртии" также поддерживает контакты с изданием "Аргументы в Ижевске", ранее принадлежавшего татарину Энвилю Касимову - главному пиарщику президента УР, ныне руководителю Комитета республиканского парламента. Кроме этого, Э. Касимов известен своими деловыми связями как с антипутинскими мусульманами (Абдул Вахед-Ниязов), так и с еврейскими анироссийскими кругами (Марат Гельман, Артемий Троицкий-Майданик). Наибольшее влияние среди местных татар имеет молодежная националистическая организация "Азатлык".

По информации timgud, не смотря на, то что азатлыковские "конгрессмены" всячески отрицают свою связь с Э. Касимовым, такой проект является политтехнологической находка для пиара. Отдельные нынешние идеологи удмуртского "Азатлыка" успели засветиться своей деятельностью сначала в "Молодой Гвардии Единой России", а затем вовремя сориентировались в трендах регионального политтехнологического рынка и прошли стажировку в Казахстане по финансируемой Турцией образовательной" программе "Великого Турана". После чего – включились в текущую политическую жизнь.

4. Межнациональные конфликты

В последние несколько лет федеральный центр, используя непрофессиональный подход в национальной политике, провоцирует развитие межнациональный конфликтов в ряде национальных республик РФ. Удмуртская Республика не является исключением. При этом в Кремле отсутствует понимание того, что подобная деятельность может спровоцировать дополнительные условия для развития сепаратизма. Поддерживая интересы русской общины в ущерб другим национальностям региона российские власти создали почву для развития конфликтов на национальной почве.

Так, через провластных блогеров и СМИ распространяется информация о том, что русские имеют "полное моральное и политическое право отстаивать и национальные интересы русских, и национальные интересы удмуртов". Однако на практике это выглядит немного иначе.

Представитель партии Российский общенациональный союз (РОС) в Городской Думе г. Ижевска Василий Крюков ещё в 2005-2007 годах добивался от властей Ижевска открытия в каждом районе города удмуртской национальной гимназии и муниципальной гимназии. Параллельно в адрес властей звучали обвинения в разрешении ситуации, связанной с межнациональными столкновениями удмуртов с этническими ОПГ (которые активно "осваивают" республику) в Малой Пурге, Большом Жужгесе и Дебёсах, используя принцип "Разделяй и властвуй!".

Удмуртские отделения партии РОС и движения РОНС ("Россия освободится нашими силами", ronsslav.com) поднимали вопрос о том, что власти комплектуют республиканские силовые структуры не представителями коренного населения, а выходцами с Северного Кавказа и Закавказья. Также звучали заявления о необходимости формирование органов исполнительной власти УР на основе равного представительства коренных народов региона, и ротации руководителей ключевых министерств по итогам каждого избирательного цикла.

Параллельно организации русских националистов угрожают региональным и центральным властям активным сопротивлением в случае "принудительного" введения в школах программ по изучению удмуртского языка. Русские националисты обещают в таком случае поднять волну "народного сопротивления", начиная с республиканских школ. Активисты РОС и РОНС обвиняют власти в методичном уничтожении памятников материальной истории русского народа в Ижевске. Они утверждают, что за последние годы в результате "вандализма властей" было уничтожено Здание Заводоуправления, рабочая слобода по ул. Милиционная, а также захоронения старейшего в Ижевске русского Православного Троицкого кладбища.

Республиканские и городские власти годами бездействуют при разрушении главной архитектурной жемчужины русского Ижевска – Главного Корпуса Ижевского Оружейного Завода. Так называемой "русской общественности" якобы была запрещена установка мемориальной доски в память ижевско-воткинского антибольшевитского восстания.

Также искусственно подогревается агрессия со стороны русских националистов на предложения о преференциях чиновникам, владеющим удмуртским языком. Подобные заявления даже пытаются привязать к форме сегрегации.

Общественно-политический деятель Василий Крюков из Ижевска также акцентировал внимание на том, что в регионе существует угрозы роста национального напряжения. Ранее он сообщал, что в Большом Жужгесе зреет удмуртский аналог Кондопоги, делая акцент на возможности организации массовых беспорядков на национальной почве. Также возмущение русских националистов вызвало открытие общества узбекской культуры в одной из деревень Удмуртии.

Говоря о проблеме межнациональных отношений в Удмуртской республике Василий Крюков упоминал тему межэтнической резни, которая была организована в Дебёсах, однако перед визитом в Ижевск заместителя секретаря Совета безопасности РФ Рашида Нургалиева информация о данном событии преднамеренно была удалена спецслужбами с городского форума. Острой проблемой в регионе по-прежнему остается конфликта русского и удмуртского населения с выходцами с Северокавказских республик, информацию постоянно блокируют российские спецслужбы. Поэтому большой проблемой остается тот факт, что федеральные власти не только содействуют активному потоку в регион лиц кавказской национальности, но и преднамеренно устанавливают информационную блокаду о фактах резни местного населения, организованной кавказцами в Приуралье. Параллельно чеченцы и ЕдРо фактически лишили 600-тысячный удмуртский народ представительства в Государственной Думе.

5. Административный сепаратизм

Ранее в российских СМИ была опубликована информация со ссылкой на удмуртских ученых об ущемлении политических прав титульной нации республики, о том, что удмурты теряют политические позиции из-за давних надуманных обвинений ее в сепаратизме. По информации www.ng.ru, это беспокойство особенно обострилось после того, как еще в 2005 году на выборах нового состава городской Думы Ижевска ни один удмурт не стал депутатом.

Вопрос о том, почему в органах власти Удмуртии практически исчезли представители коренного народа, поднимался на всех съездах удмуртской ассоциации "Удмурт кенеш".

По данным директора Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН Кузьмы Куликова, самые известные и популярные фигуры из числа удмуртов – представители старшего поколения. При этом молодых удмуртов, сильных политиков, богатых людей, которые могут оплатить расходы по избирательной кампании, якобы нет. Также, по его словам, в Удмуртии периодически встает вопрос о национализме. В годы сталинских репрессий было сфабриковано дело СОФИН – якобы националистической подпольной организации, которая вынашивала планы выхода Удмуртии из состава России и объединения с Финляндией. По этому делу было расстреляно много людей. И сегодня простые вопросы, связанные с развитием нации, ее культуры, переводятся в разряд националистических. Вместо того, чтобы опереться на коренные народы, в массы запускаются страшилки про сепаратизм. Исторически так сложилось, что удмурты жили в сельской местности и, что отмечают русские классики, отличались особым трудолюбием. Они и до 1917 года не бедствовали, но и не были богатыми. Их зажиточность давалась тяжелым трудом на скудной, неплодородной почве Нечерноземья. В советские годы удмурты в основном рекрутировались в гуманитарные сферы. Что касается промышленности, экономики, то своих специалистов в этой сфере не оказалось. Вырастали те, кто уезжал за пределы республики.

Суммарно это привело к тому, что развитие данной тенденции среди второго по численности финно-угорского народа России, если бы ее не изменили, привела бы к наращиванию недовольства местного населения. В течение последующего десятилетия ситуация существенно изменилась. В регионе появился ряд националистических организаций, часть из которых была аффилирована с региональной властью, другая часть – выступала с оппозиционной риторикой. Также в органах власти появились представители удмуртов, однако реальное представительство интересов коренного народа республики доставалось нелегко.

Постепенно экс-президент УР Александр Волков начал использовать "сепаратистскую карту" для собственных политических амбиций, сформировав в регионе крупный мафиозный клан. В отличие от Чувашии, Марий Эл и других республик Урала, т.н. "административный сепаратизм" Удмуртии оказался как минимум на пару ступеней ниже. Однако, ориентированные на клан Волкова организации, как например, "Удмурт Кенеш" длительное время использовались для искусственной демонстрации контроля региональными властями якобы над местными "сепаратистами". Также в окружении бывшего президента республики действительно оказались люди, которые отстаивают идею удмуртского национализма. Среди них потенциально могут быть и политики, которые в случае обострения ситуации в Москве смогут разыграть "сепаратистскую карту" в регионе.

Что касается Александра Волкова, то он руководил Удмуртией с 2009 по 2014 годы и считался креатурой Дмитрия Медведева. В своей политической карьере он был членом несколько партий. Затем перешел в Единую Россию. 19 февраля 2014 года, после истечения третьего срока полномочий, он был отправлен в отставку. Касательно причин отставки Волкова в УР существует несколько версий, подкрепляемых слухами в удмуртском обществе.

К концу третьего срока политическая деятельность Волкова получила низкую оценку экспертов: рейтинг политической выживаемости губернаторов, составленный фондом "Петербургская политика" в конце 2013 года, оценивал его деятельность одним баллом из пяти возможных, не называя каких-либо сильных сторон его деятельности; а в рейтинге эффективности губернаторов от 27 января 2014 года, составленному Фондом развития гражданского общества, удмуртский управленец занимал предпоследнее место. Ростислав Туровский отмечал необходимость замены губернатора ввиду застоя, отсутствия успехов в экономике, клановости власти и падения её авторитета у населения; в то же время, эксперты отмечают, что назначение в Совет Федерации якобы означает продолжение карьеры в знак признания заслуг, и одновременно — его дистанцирование от региона в период проведения реформ его преемником. Временно исполняющим обязанности Главы Удмуртской Республики был назначен Александр Соловьёв. С 4 апреля 2017 года временно исполняющим обязанности Главы Удмуртской Республики был назначен Александр Бречалов.

Комментарий

Необходимо отметить, что за два десятка лет в Удмуртской Республике сформировалась целая группа националистических организаций, которые хотя фактически и не принимают участия в радикальных акциях, но при этом заинтересованы в процессе ослабления позиций федерального центра. При таком развитии событий данные группы имеют потенциал к активизации своей деятельности. На сегодняшний день по причине усиления репрессивно-карательных функций ФСБ в отношении любой антиправительственной общественно-политической активности в национальных республиках процесс сецессии маловероятен. Параллельно в среде региональных властей за эти годы также была сформирована группа сторонников регионализма, которые в случае дестабилизации ситуации в России, могут активизировать "сепаратистскую карту", имея для этого все необходимые ресурсы. Данное крыло удмуртских чиновников также поддерживает тесные контакты с лидерами местных националистических организаций.

Подводя итоги анализа феномена удмуртского сепаратизма в современной Российской Федерации, необходимо отметить, что основой для его потенциального развития могут выступить:

1. Националистические организации удмуртов, действующие на территории Удмуртской Республики (например, "Конгресс народов Удмуртии", "Удмурт Кенеш" и др.), часть из которых поддерживает тесные контакты с региональными властями;

2. Поддерживающие тесные контакты удмуртскими националистами представители татарского молодежного движения "Азатлык";

3. Активность русских националистических и шовинистических движений, которые потенциально может использовать Кремль для противодействия росту националистических движений коренных народов республики. Подобная практика вызывает противоположный эффект и способствует консолидации удмуртских и татарских националистических организаций;

4. "Административный сепаратизм", ставший инструментом команды бывшего президента республики Александра Волкова для получения дополнительных преференций с Центра. После отставки Волкова представители группы "административных сепаратистов" фактически остались на занимаемых должностях в органах власти Удмуртской Республики;

5. Рост межнациональной розни, провоцируемой Кремлем, русскими националистами и представителями ФСБ для провоцирования конфликта между выходцами из Северного Кавказа и Закавказья – с одной стороны, и коренными народами республики – с другой;

6. Иностранная карта, выраженная в поддержке финно-угорских этнонациональных групп со стороны правительственных структур Венгрии, Финляндии и Эстонии.

Удмуртский сепаратизм имеет возможность развития, как и в ряде других национальных республиках, в случае дестабилизации политической ситуации в Российской Федерации и ослабления потенциала ФСБ по контролю над процессами сецессии в российских регионах. Преимуществом удмуртских сепаратистов является наличие экономической базы, а не сугубо идеологических доктрин развития региона, заключающихся в связях с финно-угорскими этнонациональными группами России. В случае выхода республики из состава РФ Удмуртия имеет значительный экономический потенциал для дальнейшего развития. Речь идет о наличии в регионе предприятий ВПК, крупных залежей нефти и торфа, что в перспективе может обеспечить экономическую независимость республики.

Преимуществом удмуртских националистических групп в органах власти и в среде общественных организаций также является то, что, в отличие от других сепаратистских движений в национальных республиках РФ, они могут укрепить политическую форму сецессии за счет дополнения экономическими и административными формами сепаратизма. Наличие экономических программ развития, дополненные формой "административного сепаратизма", повышают результативность любой формы сецессии. Фактически этот принцип является "золотым правилом" для успешного развития любых проявлений сепаратизма не только в РФ, но и в других странах.

Всі новини Донбасу сьогодні читайте на Depo.Донбас

 

Всі новини на одному каналі в Google News

Слідкуйте за новинами у Телеграм

Підписуйтеся на нашу сторінку у Facebook

deneme