Тука анонсировал переселенцам очередные масштабные изменения, а Захарченко - ликвидацию

В Мариуполе за сигаретой бывший глава Луганской области размышлял о судьбе "захарченкоподобных" и налаживании связей с жителями оккупированного Донбасса

Журналист региональной редакции Depo.Донбас
Тука анонсировал переселенцам очередные…

Мариуполь присоединился к международной инициативе "Города солидарности". На одноименном форуме в приморском городе было подписано рамочное соглашение для сотрудничества между Агентством ООН по делам беженцев и мэрией города.

Но от этого события журналистов, местных активистов и переселенцев откровенно отвлекал заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука. На балконе дома культуры, где проходил форум, за сигаретой он рассказывал о собственной стратегии, новых инициативах относительно пересечения линии соприкосновения, тяжелом будущем "захарченковцев", как не превратиться в "ляшко" а также почему нужно ограничить функции СБУ. В результате сам себе чуть не сорвал официальное выступление. То, как проходили эти беседы, отслеживал корреспондент Depo. Донбасс.

 Какая главная цель в работе новосозданного министерства?

- Цель, прежде всего, это разработка государственной стратегии, которой еще до сих пор не существует, к сожалению. На самом деле, эта процедура оказалась намного сложнее, чем представлялось изначально. Потому что, вообще -то, мы имеем стратегию, но она сделана в виде презентации. А если уж выходить на государственный уровень, то это должен быть государственный документ. То есть, надо садиться и выписывать идеи, которые существуют в виде государственных документов. Это, на первый взгляд, очень просто, но, исходя из того, что каждую фразу, каждый срок нужно согласовывать с рядом, множеством различных законодательных актов, чтобы потом тебя не обвиняли в несогласованности с законом, чтобы не было различных судебных исков и прочего, это огромная работа.

Сейчас будем делать акцент на то, чтобы искать юристов. Потому что у нас юристов аж два человека. Их просто реально не хватает. Но и здесь есть нюанс, потому что нужны юристы по очень своеобразной специальности. Это не те адвокаты, которые занимаются уголовными, хозяйственными делами. Это те люди, которые имеют опыт в наработке каких-то конституционных норм. Таких людей немного.

 Что, по вашему мнению, прежде всего нужно сейчас сделать для переселенцев?

- Перечень этих вопросов очень длинный. У них масса проблем, я воочию все это видел. Видимо, все таки, самые большие проблемы, я бы их не разделял, они идут как тандем, это – жилье и работа. Все остальное – это уже производные от этих проблем. Конечно, ряд проблем. Это и несогласованность с предоставлением различного рода справок, документов, нотариальных свидетельств и прочее. Но самое вопиющее – жилье и работа.

К тому же мы получили исследования, которые были получены КМИС благодаря помощи ООН. И там есть результаты, которые мне лично немножко испортили настроение. Потому предварительно всю работу по помощи вынужденным переселенцам наши партнеры и мы строили на том, чтобы разработать какие-то сетевые центры по переквалификации. К сожалению, по опросу оказалось, что переселенцев, которые готовы к изменению своей квалификации или повышению уровня, всего четыре процента. Людей, которые хотели бы получить помощь для старта собственного бизнеса – лишь семь процентов. То есть, семьдесят с лишним процентов людей – это те, кто практически всю свою жизнь работали на крупных предприятиях. Создать для них условия для возвращения их на крупные предприятия, это практически сейчас нереально для государства, ибо нет таких инвестиционных проектов. И, к сожалению, люди, которые привыкли работать на шахтах, крупных металлургических предприятиях, они не имеют привычки, а наоборот, какое-то предубеждение и страх, брать ответственность за себя в свои собственные руки. То есть, заниматься собственным бизнесом. Над этим надо работать, это одна из фундаментальных проблем.

И мы, кстати, вчера общались с послом Канады, эта информация известна в сообществе: надо исследовать опыт других стран, как они выходили из такого положения. И, конечно, надо делать все для скорейшего возвращения людей на те территории, которые они были вынуждены покинуть.

 Что для этого нужно?

- Прежде всего - мир.

 И как его достичь?

- Это должно быть желанием как минимум двух, а то и трех сторон. Со стороны Украины такое желание есть. К сожалению, мы являемся свидетелями очередной эскалации и очередных нарушений каких-либо минских договоренностей. Всем просто надо понять, что другого пути, чем мир, просто не существует.

 У вас есть личные предложения, с которыми вы готовы выйти к Верховной Раде?

- Конечно, есть. Но здесь дело не столько в пожеланиях. Потому что, если просто выходить с пожеланиями, по моему убеждению, это очередной популизм. Я категорически против такого. Надо выходить сразу с видением тех или иных действий, которыми можно ввести эти пожелания в жизнь.

 Назовите примеры...

- Надо, прежде всего, искать пути финансирования. Бюджет, всем известно, не в самом лучшем положении. Меня очень порадовала позиция премьера относительно масштабного ремонта или восстановления дорог по всей стране. Выделяются огромные средства, и это опять же международный опыт, что строительство дорог влечет за собой развитие большого количества разных отраслей. А это - создание дополнительных рабочих мест, и надо говорить об этом вынужденным переселенцам.

 А есть какая-то конкретика, связанная с зоной АТО?

- Сейчас мы разрабатываем механизм, который позволит вернуть нормальный функционал логистическим центрам, которые фактически так и не заработали по ряду различных причин. Есть предложение от общественных организаций, и оно мне импонирует, чтобы те люди с оккупированных территорий, которые получают пенсии на карточки, имели возможность при помощи этих карточек закупать товары в логистических центрах. Причем ограничение в 50 килограммов надо убрать. Закупай хоть 10 тон, это украинский продукт, ты украинский гражданин, ты платишь гривной, на здоровье! Вези, продавай, что хочешь делай. Этот механизм предусматривает наличие POS-терминалов, логистических центров, и в этом ничего сложного. Далее должно быть предусмотрено внеочередное право проезда людей на КПВВ именно в логистический центр, чтобы они не стояли сутки в очереди.

Прекрасно понимаю, что будут какие-то злоупотребления, надо их предварительно проанализировать и предусмотреть предохранительный механизм. С другой стороны, мы взрослые люди, все равно злоупотребления будут.

 Но этим не ограничиваются проблемы жителей зоны АТО...

- На той неделе у меня была правительственная горячая линия, я получил ровно 20 телефонных звонков. Я считал, что, в принципе, они будут касаться одних и тех же проблем. Так вот, только два звонка были по идентичной проблеме. То есть 19 абсолютно разных проблем у живых людей. Кроме тех проблем, что у всех на слуху, например, выплаты, жилье, существует еще масса проблем, которые ежедневно портят жизнь людям.

 Как их решать?

- Это будет концепция, которая предусматривает изменение законодательства в целой сфере вопросов нашего бытия в этом мире. Это будет касаться и статуса того, что сейчас в народе называют пропиской. Возможно, будет касаться и вопросов пенсионного обеспечения. Будет касаться, и сейчас это уже идет вживую, изменения порядка пересечения линии разграничения. Мы планируем, и уже этот вопрос обсуждали с президентом, он нас поддерживает в этой инициативе, возобновление пассажирских перевозок с оккупированной территории. Планируем расширение и восстановление горизонтальных связей. Это включает в себя, например, просто идею из головы: совместный детский праздник. Почему нет? Никакой политики! Мы готовы инициировать, посредством, прежде всего, наших партнеров-международников, прием детей с оккупированных территорий на оздоровление. Готовы проводить совместные спортивные соревнования. То есть - обновления горизонтального диалога.

Конечно речь не идет о диалоге с террористами. Там этих террористов, если взять общую массу населения, которое проживает на оккупированной территории, то эти идиоты, которые взяли в руки оружие, составляют максимум один процент. А 99% - это гражданские люди, которые хотят нормально жить.

 Но этот процент, например, Захарченко, взяли на себя функцию представительства этих гражданских лиц...

- Нет. С ними никто ни о чем договариваться не будет. Их судьба – это либо эмиграция, либо ликвидация. И таких примеров на оккупированной территории – выше крыши. Не будем сейчас вспоминать Дрёмовых, Мозговых. Вслед за ними и вот эти одиозные личности пойдут. Это не способные договариваться люди, и будущего у них нет. Между прочим, такие люди и России обратно не нужны.

 Предусматриваются ли какие-то дополнительные возможности для детей и студентов-переселенцев?

- Кстати, те два идентичных звонка касались именно студентов. Это выпускники донецкого медицинского университета, которые в 2014 году закончили учебу и остались на интернатуру, они хотят получить украинские дипломы. И писулька, которая сейчас выдается на оккупированной территории, она им не нужна. И они обратились с просьбой найти механизм, чтобы зафиксировать те знания, которые они получили.

Здесь опять-таки проблема в нашем бюрократическом механизме, это не зависит от прямых моих полномочий, как заместителя министра. Я написал обращение в Минобразования и в Министерство здравоохранения, теперь, согласно этих дурацких регламентов, ждем ответа. Но я также дал совет этим студентам по горячей линии - обратиться именно к профильным министрам.

К сожалению, все упирается в невероятно неповоротливый бюрократический механизм нашего государства. Для меня вообще тайна, как все это до сих пор не рухнуло и продолжает функционировать.

В то же время, сейчас есть два законопроекта. Первый касается бесплатного питания детей переселенцев в школьных и дошкольных учреждениях. Отправляли его на доработку. В каком смысле: я всегда выступаю против любого популизма. Любой закон должен предусматривать источники финансирования. А иначе мы превратимся на болтунов типа Ляшко. Поэтому вернули законопроект. Проблема непроста. Если речь идет о местных бюджетах, то не каждый способен потянуть это финансирование. И это будет не решением проблемы, а фикцией. Возможно, это надо возложить на госбюджет, но это должно быть сразу прописано в законе. Чтобы у министерств не было возможности проигнорировать требования закона.

Второй законопроект о том, чтобы дети с оккупированных территорий могли бесплатно, за счет госбюджета, учиться в тех ВУЗах, которые переехали с оккупированных территорий. Такие ВУЗы нужно поддерживать, чтобы они не растворились в общей массе.

 Что вы думаете об инициативе Кабмина относительно новых средств контроля пребывания переселенцев по адресам, указанным в справках, когда социнспектора должны ходить по домам и проверять физическое наличие ВПЛ? Это поможет повлиять на так называемый пенсионный туризм?

- Я считаю, что, к сожалению, ничего положительного это не принесет. Эта позиция нашего министерства была выписана в замечаниях и озвучена на второй день после принятия этого постановления. На ее обсуждении я публично предложил алгоритм, который, по моему мнению, является единственным возможным, и позволил бы выполнить функции, возложенные на Минсоцполитики. Кстати, сегодня 20 число, последний день, после которого министерство должно рапортовать, что работы выполнены, все соцвыплаты восстановлены. Я очень сомневаюсь, что это будет сделано. По объективным причинам. Это катастрофическая нехватка людей на местах, которых невозможно набрать в таком количестве, чтобы члены этих комиссий смогли физически посетить такое количество людей. Это утопия, это нереально!

Как одну из возможностей решения этой проблемы еще три-четыре недели назад я предложил, если уже этот процесс утвержден, привлечь к нему самих переселенцев, активную их часть, или волонтеров. Резко увеличив количество этих групп, которые должны инспектировать. К сожалению, понимания мы не увидели. И я с большой долей скепсиса жду официального отчета.

 А кто считал, какой финансовой нагрузкой на местные бюджеты станет увеличение количества инспекторов?

Проблема даже не в том, что в местных бюджетах нет финансирования. Совсем в другом: на такую нищенскую зарплату вы можете сделать хоть 100 вакансий, все равно людей не наберете. Не хотят они идти работать за полторы-две тысячи гривен с такой нагрузкой!

 Вы можете кратко резюмировать основные инициативы по изменению механизма пересечения линии разграничения?

Первое. Мы планируем резко увеличить объем грузов, разрешенных для перевозки. Сейчас идет дискуссия: 200, или даже 500 килограммов.

Второе. Мы планируем существенно сократить перечень товаров, которые подлежат контролю.

Третье. Принципиальный момент. Мы хотим оставить в распоряжении контроля Службы безопасности Украины только те товары, которые относятся к группе двойного назначения. Все остальные товары – это компетенция Минэкономики, Минсоцполитики, если надо, абсолютно нормальных гражданских министерств. Эту нашу позицию разделили все, кроме службы безопасности. После согласования этот документ будет вынесен на утверждение Кабмина, теперь все зависит от того, какую окончательную позицию займет СБУ. Нужно у нее отбирать несвойственные ей функции.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme