Рыжее облако над Мариуполем: Почему Ахметову разрешили травить город (ФОТО, ВИДЕО)

В Мариуполе назревает очередная волна протестов после шокирующих выбросов в воздух меткомбинатами им. Ильича и "Азовсталь"

Журналист региональной редакции Depo.Донбас
Рыжее облако над Мариуполем: Почему Ахме…

Несколько дней горожане наблюдали рыжее облако дыма над цехами ММК им. Ильича, сползающее на город. Экологи называют подобные выбросы романтично: "лисий хвост". Достаточно обычная для города ситуация, если не учитывать размеры облака. Шокирован был даже глава полиции области генерал Вячеслав Аброськин, который выложил в своем аккаунте в Фейсбуке фото и риторическое замечание: "Чистое небо и чистый воздух".

Руда хмара над Маріуполем: Чому Ахмтову дозволили труїти місто (ФОТО, ВІДЕО) - фото 1

Комбинат "Азовсталь", по словам горожан, тоже отличился. Разница была лишь в том, что дым не был такого эффектного цвета, но налет на любой поверхности вблизи предприятия оставлял черной любую тряпку.

Тем временем мэрия во главе с Вадимом Бойченко молчала, как будто в городе ничего не произошло.

Но волна возмущений в соцсетях и обращений в экстренные службы подействовала, и директор ММК им. Ильича Юрий Зинченко также в Фейсбуке объяснил, что происходит. Оказывается, еще с 19 августа на комбинате наблюдали, как растет "трещина" в системе газоочистки конвертерного цеха №2.

С ней пытались что-то сделать, но производство не останавливали, пока мариупольцы не закричали на всю страну, что дышать уже совсем нечем. Зинченко же попросил понять, мол, такую махину, как конвертер, так быстро не остановишь, ее собирались ремонтировать еще в апреле этого года, но поставщики подвели, и перенесли это дело на вторую декаду сентября. После того, как город накрыл "лисий хвост", конвертер наконец решили остановить.

Руда хмара над Маріуполем: Чому Ахмтову дозволили труїти місто (ФОТО, ВІДЕО) - фото 2

Директор меткомбината извинился.

Оказывается в XXI веке в центре Европы можно просто несколько дней травить людей, не понести за это ответственность, не быть оштрафованным на сотни тысяч гривен, а просто сказать - извините.

К Зинченко возникает сразу несколько вопросов. Неужели рост этой трещины не является внештатной ситуацией? Менеджмент предприятия временно потерял зрение и не видел, какой мрак из металлической пыли летит на город? Зачем нужны всевозможные технологические мероприятия, если понятно, что нужно срочно гасить конвертер, который и так планируют реконструировать? И в чем сложность остановки такого агрегата? Его при желании можно погасить за несколько часов. Это не домна, которая при тушении гарантированно уничтожается. Такие мысли редакция собрала, опросив, мариупольцев, которые разбираются в металлургическом деле.

"Метинвест" достаточно быстро начал заминать тему в медиа, привез на ММК им. Ильича пул местных СМИ, большинство из которых подконтрольны СКМ, и менеджеры среднего звена рассказали журналистам, как боролись с аварией, сдвинулись сроки ремонта и в чем заключается утопичность идеи подсчитать количество выбросов. В Кальмиуской районной администрации (потерпевшего от дыма района) провели экстренное совещание, где подвергли критике экологов меткомбината, фактически еще раз озвучили версию Зинченко и озаботились информированием граждан о загрязнении. В общем, забота о горожанах была проявлена, формальности соблюдены.

Тем не менее, волна возмущений продолжает расти. Местная оппозиция в горсовете из "Силы людей" инициировала флешмоб: #ДайтеКислорода! - пользователи соцсетей ставят на аватарки свои фото в масках и респираторах, поднимая волну.

Руда хмара над Маріуполем: Чому Ахмтову дозволили труїти місто (ФОТО, ВІДЕО) - фото 3

Возможно, в таком же виде и встретят Президента Петра Порошенко в Мариуполе 31 августа.

Руда хмара над Маріуполем: Чому Ахмтову дозволили труїти місто (ФОТО, ВІДЕО) - фото 4

Одним из пунктов визита Президента определено, кстати, меткомбинат "Азовсталь".

Так почему же "Метинвест" абсолютно спокойно ведет себя в такой ситуации? На сайте компании нет сообщений о "лисьем хвосте", мол, хватит и Зинченко на Фейсбуке. Мэр Бойченко, бывший главный кадровик ММК им. Ильича, вообще не комментирует ситуацию. То есть она сливается в разряд штатной.
Собственно, так и есть для "железорожденных" - новый ник, придуманный местными активистами для правящего городского депутатского корпуса и Метинвеста в целом.

Используется стандартная PR-схема, опробованная еще во времена масштабных в стране экологических протестов. В 2012 году мариупольцы массово выходили на акции протеста с требованиями сократить выбросы меткомбинатов. Акция собирала 13 тыс. людей на одном только митинге.

Меткомбинаты пошли на встречу, согласились с резолюцией, написали программу реконструкции и выполняют ее до сих пор, и еще лет десять могут. Сколько захотят. По простой причине: штрафы за выбросы в окружающую среду для предприятий Ахметова мизерные. Например, "за 2015г на МК "Азовсталь" было составлено 138 протоколов о нарушении закона об экологии только на 9 тыс. 792 грн! С 2016 еще лучше: 26 протоколов на 2 тыс. 873 грн!!!

Но, подождите, может есть претензии за превышение нормативов? Есть!

"За 2015-2016 годы было взыскано... барабанная дробь... 52 тыс. 321 грн!!!" - пишет в своем блоге глава оппозиционной фракции "Силы людей" в мариупольском горсовете Максим Бородин. По его словам, на ММК им. Ильича аналогичная картина: 185 админпротоколов на 23 тыс. 329 грн. И претензии за превышение нормативов выбросов - 136 тыс. 239 грн.

Он подозревает, что такие минимальные штрафы - следствие коррупционных связей меткомбинатов с экоинспекцией. "У вас еще есть вопросы, откуда у действующего начальника Государственной Азовской морской экологической инспекции Зуба Г.В. появляется в декларации 2013 года новенький Nissan X-TRAIL 2013??!" - пишет Бородин.

Но не только в этом проблема. Говорят, металлургическим комбинатам удалось лоббировать на уровне министерства экологии еще времен Януковича технологические нормативы, которые позволяют делать выбросы, превышающие предельно допустимые. Здесь масса технических и нормативных нюансов. Но, условно говоря, если для любого производства выбросы пыли должны быть 50 мг на кубический метр, то для избранных видов производств они составляют 150 и то и 200. Это как для одной машины максимум скорости на трассе - 90, а для другой - 200 км/ч. И все "гаишники" - кумовья.

То есть, формально нынешние нормативы легализуют выбросы меткомбинатов в Мариуполе. Не нужно сильно напрягаться, если вдруг случится перебор даже этих показателей, поскольку является лояльность инспекторов. Так считают в мариупольской оппозиции.

Руда хмара над Маріуполем: Чому Ахмтову дозволили труїти місто (ФОТО, ВІДЕО) - фото 5

Более того, по словам Бородина, "железорожденные" уже продолжают статус-кво, или хотят его улучшить. В газете "Донецкие новости" опубликовано заявление о намерениях ММК им. Ильича получить новые разрешения на выбросы.

Руда хмара над Маріуполем: Чому Ахмтову дозволили труїти місто (ФОТО, ВІДЕО) - фото 6

Рано или поздно экологическая ситуация в Мариуполе грозит стать главным основанием для политических и общественных конфликтов. Если в город приезжает транспортный комитет Верховной Рады и решает проложить еще одну железнодорожную колею, чтобы скачать меткомбинаты сырьем, а вместе, возможно, и пассажирские перевозки улучшить, то что говорить о лояльности экологов от власти до бизнеса уровня "Метинвеста"? Если последнее, кажется, уже есть здесь и сейчас.

Но и упомянутые конфликты можно нивелировать, если дать понять местному населению: либо работа и зарплата, либо сокращение и борьба за чистый воздух. Тем более что, заложники градообразующих предприятий, как правило, уверены: "за нас давно уже все решили".

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme