Собираются ли чуваши "на выход" из тюрьмы народов

Чувашский сепаратизм является составной частью потенциального процесса сецессии на территории пока что российского Урала

Собираются ли чуваши "на выход" из тюрьм…

В предыдущих материалах были рассмотрены общие особенности развития уральского сепаратизма в контексте анализа совокупности рисков активизации процесса сецессии как среди национальных меньшинств, проживающих в регионе, так и в среде русского населения Урала. В частности, отдельно были рассмотрены особенности марийского сепаратизма.

В данном материале предметом исследования является чувашский сепаратизм как составная часть потенциального процесса сецессии на территории Урала.

Общая информация

1. Этноним "чуваши"

Согласно информации российского исследователя Г. Комиссарова, название "Чувашия" образовано от одноименного этнонима "чуваши". Самоназвание народа - "чăваш". Появление этнонима данного народа зафиксировано на территории Казанского ханства. Современный этноним первоначально являлся экзоэтнонимом предков чувашей, использовавшимся казанскими татарами и русскими. Экзоэтноним связан с соционимом XVI—XVII вв., указывавшим сословную принадлежность людей, плативших ясак (налог) и занимавшихся сельским хозяйством. На портале сувары.рф, в частности, отмечается, что "сувары" — это этноним данного народа, "булгары" — политоним, а "чуваши" — соционим и экзоэтноним. Сами чуваши активно выступают за то, чтобы Чувашская республика была переименована в Волжскую Булгарию.

В русских источниках этноним "чуваш" впервые встречается в 1508 году. До этого, по мнению российского исследователя А. Шепталина, скорее всего, чуваши упоминались в летописях вместе с горными марийцами под именем "горная черемиса". Формирование чувашского народа проходило на занимаемой им в настоящее время территории в процессе многовекового этнокультурного взаимодействия автохтонных финно-угорских и пришлых тюркских этносов.

Чуваши — это тюркский этнос, являющийся коренным населением Чувашской Республики. Численность населения составляет около 1,5 млн. Из них в России проживает 1,435 млн. Небольшая часть чувашей проживает за пределами Российской Федерации. Наибольшие группы сосредоточены в Казахстане, Узбекистане и в Украине.

Значительное количество чувашей проживает на территории Удмуртии. На территории Удмуртии относительно массово чуваши появились в начале XX века. Они основали ряд населённых пунктов на территории современного Граховского района: Благодатное, Майоровка, Нижний Шубер, Адамовка.

2. Этнические группы и национальные особенности

Чуваши делятся на три этнографические группы:

1) верховые чуваши (вирья́л или тури́) — проживают на территории северо-западной Чувашии;

2) средненизовые чуваши (ана́т енчи́) — на северо-востоке Чувашии;

3) низовые чуваши (анатри́) — проживают на юге Чувашии и за её пределами.

Чувашский народ имеет свой язык (чăваш чĕлхи), на котором говорит большая часть населения. Он является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков. Чувашский язык имеет три диалекта: верховой ("окающий"), средненизовой, низовой ("укающий"). Письменность на чувашском языке появилась во второй половине XVIII века на основе русского алфавита. Новая чувашская письменность создана в 1871 году чувашским просветителем И. Я. Яковлевым.

По данным Государственной религиоведческой экспертизы Природной экологической религиозной организации "Академия Чувашской Духовности", основное вероисповедание религиозной части чувашей – православное христианство. Также встречаются приверженцы традиционных верований и мусульмане.

В 1551 году чуваши вошли в состав России, после чего началась их активная христианизация. К середине XVIII века сувары были обращены в основном в христианство.  

Предки чувашей с глубокой древности пользовались руническим письмом. VII в. датируется перстень хана Великой Болгарии Кубрата, X – каменный кистень, найденный при раскопках болгарского городища Хулаш. Аналогию с ними имеют памятники XVIII в., созданные чувашскими мастерами: каменное надгробие с рунической надписью, хранительница домашнего очага чувашей херт сурт с руническими письменами на тыльной стороне, женская рубаха с вышитым по вороту руническим текстом. Знание рун жило в народе вместе с обрядами и философскими представлениями. Одним из самых красивых и значимых для каждого человека был свадебный обряд. У чувашей он представлял собой многодневный торжественный акт с музыкой и танцами. Музыка и музыкальные инструменты присутствовали в жизни чувашей всегда – от рождения человека и до смерти. Исследователям удалось выявить более 40 наименований инструментов, которые применялись на праздниках и при исполнении различных ритуалов.

Следует отметить, что многие представители чувашского народа получили мировую известность, среди них поэты К. В. Иванов и П. П. Хузангай, академик И. Н. Антипов-Каратаев, лётчик-космонавт А. Г. Николаев, балерина Н. В. Павлова и другие.

3. Республика Чувашия

В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов. Столица республики – город Чебоксары с населением 480 741 чел. В 2001 году стал победителем конкурса "Самый благоустроенный город России".

Чувашская Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между её притоками Сурой и Свиягой. Территория – 18,3 тыс. км².

Численность населения республики по данным Госкомстата России составляет 1 236 628 чел. (2016). Плотность населения – 67.42 чел./км² (2016). Городское население – 61.3 % (758064).

По данным переписи 2002 года, на территории республики проживали представители 106 народов, численность чувашей более двух третей, русских — более четверти.

Чи збираються чуваші "на вихід" з тюрми народів - фото 1

4. Исторические особенности развития

До прихода в Среднее Поволжье предки чувашей, булгары,  жили в предгорьях Кавказа и в Приазовье. В конце VI – первой четверти VII в. булгарские племена объединились в союз, получивший название Великая Булгария. Великая Булгария оказалась непрочным объединением и распалась уже в 50-х гг. VII в., под напором хазар булгары были вынуждены покинуть приазовские степи. Археологические находки свидетельствуют, что предки чувашей, булгары и сувары, появились в Среднем Поволжье в VII – VIII вв. Здесь они заняли господствующее положение, благодаря тому, что имели уже первоначальный опыт государственности.

Как отмечает В. Янин, расположение государства на Великом Волжском пути превратило Волжскую Булгарию в "восточные торговые ворота Европы". Из Ирана и Средней Азии поступала поливная керамика, драгоценные и полудрагоценные камни, стеклянная посуда и украшения. Обилие восточных товаров объясняется ориентацией на исламский мир в силу того, что с 922 г. официальной религией Волжской Булгарии стал ислам. Широкое распространение получает арабская графика, пришедшая на смену руническому письму.

В 1236 г.  Волжская Булгария подверглась монгольскому нашествию, города были разорены, территория вошла в состав Улуса Джучи (Золотой Орды). Во второй половине XIV – начале XV вв. территория бывшей Волжской Булгарии была опустошена нападениями золотоордынских ханов и эмиров. Разорение учинили походы Тамерлана в 1391 и 1395 гг., русских князей, новгородских ушкуйников, ногайцев. Булгарские земли превратились в "дикое поле". Сохранившиеся "худые булгары" перебежали в Приказанье и Заказанье, на территорию центральной и северной Чувашии. Многочисленные клады джучидских монет, найденные на территории республики, говорят о том, что Чувашский край полностью входил в область золотоордынского денежного обращения.

В 1438 году один из потомков золотоордынских ханов Улук-Мухаммед, потерпев поражение в междоусобных войнах, основал на Средней Волге Казанское ханство. В XV в. на бывшие булгарские земли начало заявлять претензии Московское государство. Примерно сто лет Москва и Казань соперничали с переменным успехом. Горная сторона, население которой искало защиту у Москвы, стала важнейшей опорой в войне против Казани. В 1551 г. старейшины и сотники чувашей, горных марийцев, восточной мордвы, правобережных татар отправили к царю Ивану IV своих представителей с просьбой принять Горную сторону в состав Московии.

В 1438-1551 гг. чуваши в составе Казанского ханства жили преимущественно в окрестностях р. Свияги. Хотя в чувашских землях располагались владения татарской знати, власть хана была тут не столь прочной. Во главе чувашей стояли ханские наместники, свои "сотенные князья", которые собирали ясак и отряды в ханское войско. К XV в. относится окончание этногенеза чувашей. После взятия Казани 2 октября 1552 г. территория Чувашии становится пограничной областью, которая постоянно подвергается набегам степняков: ногайцев, крымских татар, башкир. Для защиты от набегов Московия строит засечные черты, возводит города-крепости, сажает на землю русских стрельцов, служилых татар и мордву. Изменяется этнический состав населения края.

В 1551-1557 гг. чувашские территории были оккупированы Московией. В конце 1546 восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы оказались вовлечены в политические интриги Кремля и были использованы против казанских татар. Россию. В 1547 московские оккупационные войска вытеснили татар с территории Чувашии. Летом 1551 во время основания московитами крепости Свияжска на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в состав Российского государства. В 1552-1557 гг. в "подданство русского царя" перешли и чуваши, проживавшие на луговой стороне.

Крепость Чебоксары была возведена в 1555 г. Постройка крепости не превратила Чебоксары в город, а лишь завершила превращение уже ранее существовавшего ремесленного центра в русский административный центр в следствие оккупации.

Во времена русской колонизации на территории современной Чувашии были построены города-крепости Алатырь, Цивильск, Ядрин. В XVI—XVII вв. произошли восстания чувашей против насилия московских оккупационных властей и захватов земли: в 1571—1573 гг., 1609—1610 гг., 1634 г.; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С. Т. Разина в 1670—1671 гг. и Е. И. Пугачева в 1774 г. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX века.

В 1842 году произошло вооруженное восстание 10 тыс. государственных крестьян - чувашей, марийцев и татар ("Акрамовская война"), направленная против реформ графа П.Д. Киселева (1788-1872) по управлению государственными крестьянами. В феврале 1907 года чувашские крестьяне села Чемеева и соседних деревень Ядринского уезда Казанской губернии выступили против столыпинской аграрной реформы. В 1913 году крестьяне-чуваши из 12 селений Ядринского уезда опять выступили против реформ ("Атменьское восстание").

В годы Гражданской войны на территории России чуваши предпринимали попытки получить автономию. Существовали идеи и касательно необходимости приобретения государственной независимости, жестоко подавленные советскими властями.

24-27 января 1921 году произошло выступление 6-7 тыс. чувашских крестьян на территории современного Аликовского района Чувашской республики (в тот период - Чувашско-Сорминской волость Ядринского уезда) против продразверстки (Чаппанское восстание).

12 февраля 1921 года в Чебоксарах при Чувашском центральном музее объединение краеведов Чувашии создало "Общество изучения местного края". Цель создания данной структуры – изучение Чувашии, распространение научных сведений о ней, ознакомления чувашского населения с жизнью и культурой народов страны. Продолжателем ОИМК позиционирует себя созданное в 1991 году "Общество краеведов Чувашии".

В июне 1920 года чувашский народ обрел государственность в виде Чувашской автономной области. В 1925 году советские оккупационные власти преобразовали данную территорию в Чувашскую АССР.

В сентябре 1990 года принята Декларация о суверенитете республики и утверждено её название: Чувашская ССР. С 1992 года официальное название - Чувашская Республика.

В 1994 году первым Президентом Чувашии стал Николай Федоров. В августе 2010 года вторым Президентом Чувашии стал Михаил Игнатьев.

Источники сепаратизма

1. Наследники Волжской Булгарии

24 октября 1990 года Верховный Совет Чувашии принял декларацию о суверенитете республики и утвердил её новое название – Чувашская ССР. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил данное название, внеся поправку в ст. 71 конституции РСФСР 1978 года. С 13 февраля 1992 года с принятием Закона "Об изменении наименования Чувашской ССР" Чувашская ССР стала называться Чувашская Республика.

В октябре 2012 г. в Чебоксарах в ходе "круглого стола" с руководителями делегаций чувашских национально-культурных объединений России и зарубежных стран, прошедшем в рамках празднования 20-летия образования Чувашского национального конгресса, было распространено обращение к Главе Чувашской Республики М. В. Игнатьеву, к депутатам Госдумы РФ А. Г. Аксакову, В. С. Шурчанову, А. И. Аршиновой, к депутатам Госсовета ЧР с предложением восстановить историческое название Чувашской Республики "Республика Чувашия — Волжская Булгария". Инициаторы называют себя "наследниками древнебулгарской цивилизации". Важную роль в этом процессе отыгрывают директор Межрегионального историко-культурного фонда "Волжская Булгария", профессор Геннадий Тафаев, почетный директор этого же фонда, профессор Василий Димитриев, председатель Чувашского общественно-культурного центра, народный писатель Чувашии Мишши Юхма и другие.

16 января 2013 г. в Государственный Совет Чувашской Республики поступило коллективное обращение с просьбой инициировать изменение названия Чувашской Республики на историческое название "Республика Чувашия — Волжская Булгария" по-чувашски — "Чăваш — Атăлçи Пăлхар Республики", подписанное Г. И. Тафаевым, М. Н. Юхмой, В. Л. Болгарским-Васильевым, Ю. В. Дадюковым, Р. И. Шевлеби, Н. И. Заводсковой, А. В. Павловым.

Инициаторы выражают обеспокоенность "плачевным состоянием" чувашской истории, языка и "катастрофическим сокращением численности чувашского народа". По данным переписи 2010 года, на которые они ссылаются, численность чувашского народа за 25 лет сократилась на 410 тысяч человек. Кроме того, авторы обращения ссылаются на другие регионы, где уже произошло переименование. Например, в республиках Якутия-Саха, Северная Осетия-Алания, городах Ленинград и Горький - ныне Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде соответственно. Как отмечается в письме: "Исследования показывают, что возвращение исторических названий городов и территорий помогает поднимать бизнес только в сфере туризма на 20%". В тексте обращения содержится также и упрек в адрес властей республики и общественных организаций в "отсутствии полной инициативы" в сфере "популяризации культурных ценностей и культурного наследия Волжской Булгарии".

2. Борьба за сохранение языка и национальных традиций

Фиксируется активность чувашского народа в борьбе за сохранение национальных традиций и на территории Удмуртии. По мере роста национального самосознания чувашского населения возрастало стремление к возрождению родного языка и культуры. С этой целью в 1992 году была создана Удмуртская республиканская общественная организация "Чувашский национальный центр" (УРОО ЧНЦ) в г. Ижевске, в с. Грахово открыт чувашский национальный клуб "Çеçпел" ("Подснежник").

3. Общественные организации

В 2005 году за пределами Чувашской Республики было зарегистрировано 67 чувашских национально-культурных автономий. По состоянию на 1 января 2009 года их количество увеличилось и достигло 79. Чувашские национально-культурные автономии образованы в 29 субъектах Российской Федерации (в том числе в 12 субъектах ПФО) и 6 зарубежных странах. Все национально-культурные общества, союзы, автономии и иные формы объединений, действующие на территории Чувашской Республики, Российской Федерации, стран СНГ и мира объединяет "Чувашский национальный конгресс".

1.1. "Союз чувашских краеведов"

21 июня 1991 первым съездом чувашских краеведов был учреждён "Союз чувашских краеведов", призванный продолжить традиции "Общества изучения местного края".

СЧК является одним из организаторов общественных дискуссий на тему исторической связи чувашского народа с легендарными суварами. Члены организации активно выступают за переименование Чувашии в Волжскую Булгарию, а также самих чувашей в суваров. В частности, СЧК провела ряд круглых столов по данной тематике. Один из них состоялся 30 октября 2010 года в зале Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН). На указанном мероприятии данную тему активно продвигал один из авторов идеи переименования чувашей в сувары Владимир Алмантай. В Чебоксарах он провел презентацию свой книги, где изложено обоснование данной концепции.

1.2. Фонд "Сувар"

Важную роль по поддержке развития культурных и национальных особенностей чувашского народа оказывает фонд развития чувашской культуры "Сувар". Руководителем данной структуры является Николай Адёр (Тулавкин). Сопредседатель фонда – Тимер Тяпкин.

Справка. Николай Михайлович Адёр (Тулавкин) родился 7 ноября 1948 года в деревне Питушкино Шумерлинского района. Адёр – в переводе с чувашского означает "пошли!" Сам Адёр утверждает, что родился в Верхней Кумашке, родной деревне своей матери. Во время его рождения отец Николая Адёра - Михаил сидел в тюрьме за Волгой. Михаил работал в колхозе и поплатился за историю с "растратой" зерна. После освобождения тюремного заключения Михаил Адёр завел новую семью и переехал в Ивановскую область. После этого его мать вернула свою девичью фамилию Тувалкина. Николай Адёр окончил среднюю школу в деревне Верхняя Кумашка. После окончания школы около года проработал в лаборатории школы. Затем переехал в Чебоксары, устроился на Чебоксарский агрегатный завод тракторных запасных частей слесарем-модельщиком. Поступил учиться на заочное отделение сельскохозяйственного института, факультет механизации. Весной 1968 года ушел в армию. Через два года вернулся на этот же завод. Работал в сталелитейном цехе, ремонтировал и поддерживал в нормальном состоянии литые алюминиевые модели, которые со временем разрушались. Основная продукция завода — тракторная гусеница. Записался в секцию самбо к тренеру Михаилу Давыдову. На городском первенстве вышел в финал, но был вынужден покинуть спорт из-за работы. Затем переехал в Новочебоксарск на строительство химкомбината. Работал мотористом в ЖБК-2 четвертого стройтреста. Постепенно повышал квалификацию, получил пятый разряд и был переведен в цех металлоконструкций и арматурный цех одновременно. Окончил вечернее отделение строительного техникума в Чебоксарах, специализация – промышленное и гражданское строительство. Создал мебельную фабрику "Мария". Дважды женат.

Николай Адёр и Тимер Тяпкин не согласны с обвинениями в расколе нации, активно распространяемой в Чувашии со стороны прокремлевских сил. Оппоненты недовольны инициативой переименования чувашей в суваров.

"Заявили же осетины, что они считают себя потомками аланов. Это они отразили и в названии своей республики — Северная Осетия-Алания. Или возьмем якутов. У них Республика Саха-Якутия. Значительная часть молодежи, прежде всего городская, у которых родители — чуваши, не считают себя чувашами, и не записывают себя ими. А суварами признать себя они готовы. Действительно, самоназвания народов и установившиеся ранее этнонимы не всегда совпадают. Например, марийцев в Российской империи называли черемисами, удмуртов – вотяками. Идеологи-патриоты эрзян считают неправильным, что их называют мордвой и другие", - отмечает Тимер Тяпкин.

Руководство фонда организовывает встречи с представителями творческой и научной интеллигенции, а также бизнес­сообщества республики. В частности, в 2012 году в рамках празднования древнего праздника чувашей Сурхури состоялось мероприятие с участием бизнесменов и интеллигенции, прошедшее в кафе "Çăлкуç" в Чебоксарах. Инициатору – Фонду развития чувашской культуры "Сувар" – впервые удалось вместе собрать художников (Праски Витти, В. Агеев), артистов (Иван Христофоров), учителей, историков (Н. Егоров, Г. Тафаев), бизнесменов (А. Капитонов, Н. Адёр, Е. Антонов) и многих других. По словам вице-президента фонда В. Тяпкина, это не случайно. Всем этим людям небезразличны вопросы сохранения языка, культуры и традиций чувашского народа.

Справка. Сурхури — старинный чувашский праздник, отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать, и праздновался обычно целую неделю. Позднее этот национальный праздник Нового года совпал с христианским Рождеством (по-­чувашски Раштав) и продолжался до Крещения (Кашарни). Во время Сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

В 2012 году на праздновании Сурхури было предложено создать фонд чувашских предпринимателей для поддержки культуры чувашей.

1.3. "Чувашский национальный конгресс"

ЧНК – российская межрегиональная общественная организация, объединяющая национально-культурные автономии, объединения и ассоциации, существующие в местах компактного проживания чувашей, регионов Российской Федерации и зарубежных стран, общественные объединения, трудовые коллективы государственных и частных предприятий, научных учреждений, а также физические лица Чувашской Республики.

Штаб-квартира организации находится в столице Чувашской Республики – в городе Чебоксары. С 2013 года председателем организации является Николай Угаслов.

Печатным органом ЧНК является газета "Чăваш тĕнчи". Гимном ЧНК является чувашская народная песня "Алран кайми аки-сухи...".

Данная организация выступает за расширение автономии Республики Чувашия в составе Российской Федерации, в поддержку развития национально-культурных традиций чувашей.

1.4. ЧНХ и ЧНА

В недрах "Союза чувашских краеведов", организованного в 1991 году, через год родилось и действует еще одно общественное объединение – Чувашская народная академия (ЧНА). Новым руководителем ЧНА избран известный краевед и педагог из Моргаушского района Евгений Ерагин (Ешендей).

В перестроечном 1988 году в Чебоксарах родилось общественное объединение "Чувашский народный хурал" (ЧНХ). Инициатором создания и их идеологом являлся В. Станьял. В 2010 году на собрании председателем Центрального совета ЧНХ избран народный писатель Чувашии Денис Гордеев.

Данные организации выступают в поддержку развития национальной культуры и традиций чувашского народа.

4. Чувашский национализм

По информации Александра Проханова, сегодня "чувашская национальная идея взрастает, она украшает себя все новыми и новыми компонентами": "Она включает в себя какие-то таинственные коды, которые жили в душе чувашского человека, и, может быть, были слегка затоптаны в советское время, и сейчас взрастают. И это возрастание при правильном отношении к этому центра, Москвы, является драгоценнейшим фактором и имперским страхом перед ростом чувашского национального самосознания. А это самосознание является ресурсом. И тогда этот ресурс будет драгоценным, потому что это творчество, это краска, это своё ощущение мира, своё ощущение космоса. Это краска, за которой люди гоняются. Если же к этому будет отношение подозрительное, враждебное, неточное, а если внутри возрождающегося национального чувашского процесса люди почувствуют, что их давят, преследуют, что это негативно, то будет отпор. Может возникнуть очень острый конфликт".

На Урале отмечается "рост национального самосознания малых народов Волжской Булгарии".

Согласно информации блогера general-ivanoff, одним из лидеров ПАРНАСа и движения "Солидарность" в Чувашской Республике является чувашский националист Илья Алексеев, популяризирующий идеи сепаратизма среди чувашей. Алексеев, выпускник Чувашской государственной сельхозакадемии - соучредитель Чувашского общества национально-культурного возрождения "Ирĕклĕх" ("Свобода"). Управление Минюста по Чувашии отказало данной организации в регистрации из-за несоответствия содержания устава требованиям российского законодательства. На протяжении последних лет данная организация выступает с призывами к расширению территории республики за счёт соседних регионов - примыкающих районов Ульяновской области, Татарстана, Нижегородской области, Республики Марий Эл. Илья Алексеев организовал бессрочную акцию за чувашский язык на предприятиях торговли, общественного питания и сферы обслуживания под названием "Здесь говорят по-чувашски".

Илья Алексеев имеет отношение к интернет-блогу "Сылтăм Хăват" ("Правая сила"), который развенчивает российскую пропаганду и публикует достоверную информацию о беспределе российских властей в национальных республиках Российской Федерации.

Также необходимо отметить активность паблика "Правые Чуваши", где распространяются призывы следующего содержания: "Чуваш! Ты против ассимиляции и русификации? Ты за СВОЙ РОДНОЙ ЧУВАШСКИЙ язык? Ты за свободу Чувашии и Чувашского народа? Ты за единство чувашей и братьев тюрков? Тогда присоединяйся к нам!". Данный паблик тесно связанный с националистическим сепаратистским пабликом "Правые татары" и турецкой ультраправой организацией "Серые волки".

В кругу единомышленников чувашские националисты распространяют информацию, направленную на популяризацию независимости чувашского народа от Москвы, на создание национального государства. Речь идет о концепции "Суверенная Чувашия для чувашей".

Лидеры чувашских националистов активно сотрудничают с представителями карельских ирредентистских организаций, выступающих за воссоединение Карелии с исторической родиной – Финляндией. В частности, речь идет о Вадиме Штепе (был вынужден выехать в Эстонию по причине преследования со стороны ФСБ). Также среди чувашских националистов развиты контакты с питерскими сепаратистами, в частности, с Андреем Кузнецовым, активно поддерживающим "Русскую повстанческую армию", которая выступала на стороне украинских добровольческих батальонов против незаконных вооруженных формирований донбасских сепаратистов.

Среди актуальных контактов лидеров чувашских националистов необходимо отметить Михаила Орешникова, члена партии "Яблоко" Лейбу Шлосберга, представителя "Национального демократического альянса" Илью Лазаренко, одного из активных представителей башкирских сепаратистов Азата Сальманова и т.д. Илья Алекссев также активно сотрудничает с Союзом татарской молодёжи "Азатлык" ("Свобода") и ежегодно участвует в "Дне памяти и скорби татарского народа" (день оккупации Казани Иваном Грозным). Актуальными контактами лидеров чувашских националистов являются связи с башкирским националистическим движением "Кук Буре" ("Небесный волк"), члены которого выступают за выход Башкортостана из состава Российской Федерации.

5. Неоязычество

25 июня 2016 года в Чувашской Республике ярко и торжественно прошел народный праздник "Всечувашский Симек". При этом представители Чувашской митрополии обвинили организаторов мероприятия в возрождении язычества. Это мероприятие, посвященное чувашским землячествам и районным (региональным) отделениям краеведов, органично продолжило празднование Дня Чувашской Республики. На Симек прибыли чувашские делегации из Самары, Иркутска, Тюмени, Крыма, Татарстана, Башкортостана, Эстонии, Финляндии и других уголков диаспоры. Их встречал хозяин Центра краеведения и туризма – председатель "Союза чувашских краеведов" Сергей Сорокин. В этногородище "Чемень карди" состоялись заявленные в программе действа и выступления. Благословение от аксакалов (старейшин) озвучили руководитель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станьял и известный в чувашском мире мучавар Ежендей эптер.

В рамках большого праздника в построенном к Симеку здании Центра краеведения и туризма состоялся форум по теме "Краеведение как средство сохранения и развития национальной культуры". Открылся он докладом президента Чувашской народной академии наук и искусств Евгения Ерагина. Деловые обсуждения и решения народного вече Хравути поххи ("поххи" с чувашского означает "собрание, съезд") испокон веков были неотъемлемой частью этого древнейшего собора горно-виръялской стороны чувашского края. За ритуальным зажиганием очищающего огня, опахиванием молодежью городища по периметру "железной чертой" ("хӗр аги") и установкой родовых столбов вокруг Асǎну Юпи (Столба памяти предков) с интересом наблюдали все гости Симека. Все вместе приняли участие в огромном хороводе.

Когда на сайте "Союза чувашских краеведов" (СЧК), затем в столице Чувашии Чебоксарах появился плакат-приглашение на "Всечувашский Симек" в этногородище "Чемень карди", в министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики поступила жалоба из Чувашской митрополии. Посыл таков: запретите проведение этого праздника с жертвоприношениями. "Это же возрождение язычества!" – высказали недовольство представители Русской православной церкви.

"Власть и церковь много веков огнем и мечом борется с этнорелигиями, - прокомментировал заявления РПЦ МП почетный председатель "Союза чувашских краеведов", кандидат филологических наук, доцент Виталий Станьял. - Чувашскую религию сардаш они загнали в подполье. Безжалостно сожгли все керемы и выставили стражников у разоренных киреметей. Мучаваров – эптерей, эльменей, мамале, ламшаров и всех других служителей веры живьем закапывали под землю. Это одна из самых несусветных шовинистических глупостей местных крестовиков. Они, именно чувашские попы, всё еще не унимаются. Расстреляли, сожгли Юба (столб) в парке 500-летия Чебоксар (автор – заслуженный художник РСФСР, народный художник Чувашии Праски Витти), на днях измывались над Юба у причебоксарского Альгешево (автор – заслуженный художник Чувашии, скульптор Федор Мадуров). Вопреки диктату православия, чувашская народная вера живет в памяти и душе людей. Мне известны Большие моления, которые ежегодно проводятся в более чем 30 ямахатах – на Амаксарах, на реке Сорме, в Старосуркино (Татарстан), Ухинккелях (Самарская область), в Зирикли (Башкортостан). Последние Всечувашские Чюки прошли в Ачаках (1992), Патраклах (2004). Прошло 12 лет..."

Праздник Хравути поххи предполагается провести уже в 2017 году с приглашением представителей всех населенных пунктов Поволжья с названием "Сундырь". Гостей будет встречать деревня Малый Сундырь Чебоксарского района Чувашии.

Комментарий

На протяжении своего исторического развития чувашский народ, так же, как и марийцы, находился в зависимости от крупных государств и государственных образований. История чувашского народа тесно переплетается с развитием Волжской Булгарии, наследниками которой сегодня себя считает часть чувашского народа. Длительная зависимость суваров (чувашей) от Золотой Орды, Казанского ханства и Московии отложила свой отпечаток как на этногенезе данного народа, так и на особенностях его последующего национально-культурного и политического развития. Несмотря на масштабные волны исламизации, а затем и христианизации современных чувашей, данный народ сохранил ряд национальных традиций, в том числе выраженных в сохранении религии – сардаш. Российские власти и руководство РПЦ МП последовательно проводит политику русификации и ассимиляции чувашского народа, предпринимая попытки минимизировать тенденции роста национального самосознания суваров, рассматривая в этом проявление сецессии.

В рамках анализа феномена чувашского сепаратизма необходимо отметить, что значительное влияние на него оказывают национальные традиции и борьба за сохранение собственной идентичности. Попытки Москвы русифицировать и ассимилировать данный народ находят резкое отторжение, как в среде молодежи, так и среди старшего поколения. Российские власти всячески предпринимают попытки создать условия для того, чтобы молодое поколение чувашей избегало общения на национальном языке. В связи с этим в крупных населенных пунктах Чувашии встречаются ситуации, когда девушки стесняются общения на родном языке. Также официальные власти создают препятствия для развития организаций, деятельность которых направлена на популяризацию национально-культурных традиций чувашского народа.

В контексте анализа чувашского сепаратизма как составной части потенциального развития процесса сецессии на Урале не была определена его связь с внешними факторами (например, финно-угорским проектом либо пантюркизмом). Феномен чувашского сепаратизма аффилирован преимущественно с внутренней средой (исторические особенности развития суваров).

Подводя итоги анализа феномена чувашского сепаратизма в современной Российской Федерации, необходимо отметить, что основой для его потенциального развития могут выступить:

1. Националистические организации, действующие на территории Чувашии (например, "Ирĕклĕх"), поддерживающие тесные контакты с башкирскими и татарскими сепаратистскими движениями;

2. Развитие автохтонных групп прихожан чувашской национальной религии сардаш, деятельности которых препятствуют официальные власти и представители РПЦ МП;

3. Организации, выступающие за сохранение национально-культурных традиций чувашского народа ("Чувашский национальный конгресс", "Союз чувашских краеведов", фонд развития чувашской культуры "Сувар", "Чувашский народный хурал", "Чувашский национальный центр", национальный клуб "Çеçпел" и др.

Важно подчеркнуть, что феномен чувашского сепаратизма, в отличие, например, от тувинского, татарского или башкирского, не имеет ярко выраженных особенностей, форм и стартовых условий, необходимых для формирования активного ядра в процессе развития сецессии в среде административной региональной элиты. В среде чувашской элиты на данный момент отсутствуют активные сторонники увеличения автономистских прав РЧ в составе РФ либо выступающие за выход республики из состава России. Тем не менее, в перспективе данная ситуация может измениться по причине рекрутации элит из представителей молодого поколения, родившегося после распада СССР. Среди данной возрастной группы все чаще встречаются сторонники идей чувашского национализма.

В отличие от Республики Марий Эл, в случае общей политической и экономической дестабилизации в РФ, потери со стороны Кремля и ФСБ контроля над ситуацией в национальных республиках часть региональной чувашской элиты с наименьшей долей вероятности воспользуется латентным потенциалом для создания и последующего развития управляемого административного сепаратизма в Чебоксарах. В таком случае контроль над республиканской властью может оказаться либо в руках националистической молодежи, либо структур, аффилированных с фондом "Сувар", руководство которого пользуется большим авторитетом среди чувашей.

Все новости Донбасса читайте на Depo.Донбасс

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme